Новости

09.06.2008 07:00
Рубрика: Экономика

Неутешительный итог

У премьера появился еще один повод для беспокойства

Итог бюджетного года кабинета Фрадкова - Зубкова сегодня подведет Владимир Путин.

Исполнение главного финансового документа страны в последнее время стало просто фирменной темой нового кабинета. Уже третью неделю президиум, потом бюджетная комиссия и, наконец, правительство в полном составе только и думают о бюджете. По разному: по-плохому и по-хорошему. Сегодня над итогами прошедшего года новому кабинету Владимира Путина тоже придется серьезно задуматься. Премьер Михаил Фрадков сдал эстафету Виктору Зубкову, который передал ее Владимиру Путину, но бюджетная проблема осталась. Расходование средств федерального бюджета в 2007 году было более неравномерным, нежели в 2006-м. Да и первый квартал 2008-го не изменил ситуацию. То есть, как говорят в консерватории, надо что-то подправить.

Правда, после того как Владимир Путин впервые раскритиковал свой кабинет именно за неравномерность расходования бюджетных средств, правительство, судя по всему, серьезно намерено изменить свои подходы к решению этого вопроса. Во всяком случае, финансово-экономический блок торжественно пообещал это. Насколько будут выполнены обещания, премьер выяснит уже к концу года. В случае если ситуация с неритмичностью повторится, это узнает и вся страна, когда рост цен превысит не только планы правительства, но и все разумные пределы. А пока кабинет подведет печальные итоги. Кстати, как заметил источник в правительстве, причины неравномерного расходования средств из года в год остаются примерно одинаковыми. В частности, это связано с длительностью конкурсных процедур, затягиванием утверждения правил финансирования, с блокировкой средств на счетах при нецелевом использовании, а также с наличием переходящего остатка на выплату зарплат и расчеты с внебюджетными фондами.

Доходная часть бюджета-2007 перевыполнена на 4,5 процента и в натуральном выражении составила 7 триллионов 781 миллиард рублей. Это произошло из-за увеличения объема импорта (что принесло в казну 55,8 миллиарда рублей), изменения цены на нефть (плюс 36,1 миллиарда), изменения объема экспорта (34,8 миллиарда) и экспортных цен на газ (26,9 миллиарда рублей). Факторы, не связанные с макроэкономикой, дали прирост доходов на 206,8 миллиарда рублей. Расходы от плана, наоборот, отстали почти на 8,5 процента за счет нерадивости министерств и ведомств, составив 5 триллионов 986,5 миллиарда рублей. Причем неизрасходованные деньги, по словам правительственного источника, полностью перешли на 2008 год и использовались на те же цели. Правда, источник в аппарате правительства посчитал, что разговор об объеме средств, перешедших в бюджет этого года, "не имеет смысла". Это кажется по крайней мере странным, ведь известно, что бюджет-2008 пополнился прош логодними 100 миллиардами рублей за счет остатков на корсчетах бюджетополучателей.

Опять же главный финансовый документ страны этого года получил неизрасходованные средства и от нацпроектов, и от федеральных целевых программ (ФЦП). Ведь общий объем средств, заложенных в бюджете-2007 на исполнение нацпроектов, составил 266 миллиардов, но израсходовано было только 218,4 миллиарда рублей (81,1 процента от плана). На проект "Здоровье" было израсходовано 87,8 миллиарда рублей из запланированных 114,6 миллиарда. Мало отличалось и исполнение проекта "Доступное жилье", траты на который составили 46,1 миллиарда при плане в 65,8 миллиарда рублей. И лишь проект "Образование" имел все шансы не попасть в этот список, поскольку процент его исполнения был сравнительно высок по отношению к другим нацпроектам (51,7 миллиарда из 52,8 миллиарда рублей запланированных). В общем, на 2008 год за счет неполного исполнения расходования средств статья нацпроектов пополнилась чуть менее 50 миллиардами рублей.

Подведение итогов исполнения федеральных целевых программ вряд ли серьезно порадует кабинет. Скорее, тоже огорчит. Ведь исполнение ФЦП в 2007 году составило 84,4 процента к плану, или 495,1 миллиарда рублей. Хотя 36 из 47 ФЦП были выполнены более чем на 98 процентов по кассовым расходам (а 14 из 36 и вовсе на 100 процентов). Семь программ уложились в расходовании средств в коридор от 90 до 98 процентов. И лишь четыре ФЦП так и не смогли преодолеть 90-процентный барьер. Впрочем, даже этот показатель внушает оптимизм чиновникам, ведь в 2006-м менее чем на 90 процентов были исполнены 6 программ.

Экономика Казна Федеральный бюджет Власть Работа власти Госуправление Правительство Председатель Правительства