Президент США Джордж Буш принял посла России в США Юрия Ушакова, завершающего работу в Вашингтоне, поздравил его с новым назначением в российское правительство. И дал высокую оценку его вкладу в развитие двусторонних американо-российских отношений. Юрий Ушаков ответил на несколько вопросов "РГ".
Российская газета: Расскажите, пожалуйста, о вашей прощальной встрече с президентом США Джорджем Бушем. Что говорил американский президент?
Юрий Ушаков: Сейчас я наношу прощальные визиты после девяти с половиной лет работы в Вашингтоне. Состоялась и беседа с Бушем, несмотря на трудности с его графиком: он готовится вылететь в понедельник в Европу.
В ходе непродолжительной беседы в Белом доме президент поблагодарил меня за вклад в развитие двусторонних отношений, отметил личный контакт, который был между нами. Важно, что отношения между нашими странами он охарактеризовал как весьма хорошие, несмотря на то, что между нами имеются разногласия по ряду важных вопросов. На его взгляд, это вполне нормально между великими государствами.
Буш сказал, что с радостью ждет встречи с президентом России Дмитрием Медведевым на саммите "большой восьмерки" в Японии и с главой правительства Владимиром Путиным на Пекинской Олимпиаде.
Он отметил, что в последние годы его президентства и президентства Владимира Путина было продолжено становление наших отношений. Опять-таки не без проблем, но главное, что наши страны нашли точки соприкосновения в борьбе с главным вызовом современности - международным терроризмом. Важно, что в этом основополагающем вопросе мы вместе. Сотрудничество развивается вполне стабильно и даже успешно.
РГ: А что вы сами считаете основным среди достижений за время вашей работы в Вашингтоне?
Ушаков: Я считаю, что в период президентства Клинтона наши отношения еще не приобрели нормальной, постоянной формы. По сути дела их рисунок стал выстраиваться только в последние 8 лет - когда Россия стала расправлять плечи и могла уже на равных разговаривать и решать проблемы с Соединенными Штатами.
Естественно, этот процесс шел не без проблем, поскольку американцы находились как бы на своем привычном месте, а мы к своему привычному месту возвращались.
Так что не обошлось без шероховатостей. И сейчас, я бы сказал, окончательный рисунок партнерства наших двух стран еще не завершен. Требуется добавлять еще какие-то штрихи и краски.
Вот, в частности, в мои годы существенно укрепился торгово-экономический фундамент. Но все равно это еще недостаточная страховочная сетка при колебаниях любой конъюнктуры. Этот процесс нам, конечно, нужно и дальше развивать. Пока уровень экономических связей не отвечает потенциалу обеих стран.
Надо признать, что до сих пор сохраняются и некоторые пережитки "холодной войны". И Джексон-Вэник на месте (имеется в виду поправка Джексона-Вэника - американский законодательный акт, увязывавший вопросы торговли со свободой эмиграции из СССР. - Прим. авт.), и, главное, недоверие осталось. Оно прослеживается здесь, в Вашингтоне, особенно, но и у нас тоже. По ряду вопросов оно мешало сотрудничать - в частности по иранскому досье.
Видимо, при новых (президентских) администрациях потребуются новые нюансы, чтобы можно было сказать, что стабилизировалась картина отношений между Вашингтоном и Москвой. Но многое и было сделано. Считаю важным, например, что в последние месяцы и годы нам удалось спасти отношения от того ущерба, который им могли бы нанести избирательные кампании - и здесь, и у нас дома. Я не знаю, как российский вопрос будет звучать уже на заключительном отрезке американской предвыборной кампании, но по большому счету и у нас, и здесь большого ущерба не нанесено.
Конечно, очень важна была рабочая встреча лидеров в Сочи. Она как бы подвела итоги президентств Путина и Буша в двустороннем контексте. Принятый на ней документ о стратегических рамках - это, я бы сказал, своеобразная эстафетная палочка, передаваемая новым людям, которым предстоит всем этим заниматься.
РГ: Но вы же и сами будете продолжать этим заниматься. И Буш пожелал вам успехов в работе на новом посту. Как вам видится эта работа?
Ушаков: Это новый пост в аппарате правительства. Я буду заниматься координацией, хочу подчеркнуть, внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. То есть это целый комплекс.
Естественно, будем этим заниматься в рамках полномочий, отведенных по Конституции правительству и его главе. Но и с учетом того авторитета, политического веса и влияния в мире, которым располагает наш премьер.