Недавно меня насильно сделали клиентом некой страховой компании, о существовании которой я и не подозревала. Полис о страховке на мою квартиру пришел по почте и был прикреплен к квитанции квартплаты. Неизвестное название страховой конторы подкреплялось утверждением, что это организация - "международная страховая компания профсоюзов". Каких профсоюзов, так и осталось тайной.
На обратной стороне бланка свидетельства о страховании моего жилья этой коммерческой структурой было напечатано обращение заместителя главы администрации городского округа Химки Алексея Валова с рекомендацией застраховать квартиру, "не дожидаясь экстренных ситуаций". Почему чиновник рекламирует услуги коммерческой структуры?
Оплачивая счет за коммуналку, я попросила пробить сумму без учета услуг страховщиков, но не тут-то было.
- Что, рубля жалко, - заявила девушка в окошке и пробила услуги ЖКХ плюс услуги коммерсантов. Получилось больше четырех тысяч рублей. Точно такой же разговор произошел у этой кассирши и с женщиной, которая была следующей в очереди. Наверное, сотрудница сберкассы была поклонницей коммерческой страховой фирмы.
И таких поклонников у страховщиков в Химках оказалось немало. Примитивный опрос соседей в нашем 17-этажном доме показал, что в разных точках города при оплате услуг ЖКХ тем, кто не хотел становиться клиентами страховой компании, говорили одну и ту же фразу. Остальные соседи, которые просто выбросили полис, все равно оказались застрахованными, потому как не заметили, что бланк квартплаты изменился. В нем появилась строчка "страхование" рядом со строкой про вывоз мусора и платой за домофон.
Заместитель генерального директора этой страховой компании Елена Афиногенова категорически не согласна, что подобное "добровольное" страхование можно назвать навязанной услугой. Она подтвердила, что по договору с ДЕЗом и Единым расчетным центром им пришлось перепечатывать наши бланки квартплаты. Елена Геннадьевна утверждает, что они нас, химчан, фактически выиграли по тендеру. Со слов Афиногеновой выходило, что страховщики по отношению к нам занимаются практически благотворительностью, чуть ли не в ущерб себе.
Но так ли это? Попробуем прикинуть прибыль страховой фирмы хотя бы за один месяц. Безусловно, неприлично считать деньги в чужом кармане. В данной ситуации в кармане страховщиков. Но если карман чужой, то деньги в нем все-таки наши. Сама Елена Геннадьевна на вопрос корреспондента "РГ", сколько они получили дополнительно таких клиентов, как я, отвечать не стала и о вновь прибывших сказала, что такие данные - коммерческая тайна.
Население города Химок - четверть миллиона человек. Точно такие страховые свидетельства на прошлой неделе получили все жители города Сходни, почти всех поселков от Химок и дальше, включая Зеленоград. В общей сложности выходит около миллиона человек. И если каждый гражданин будет отдавать "международной компании профсоюзов" по рублю в месяц... Да даже если половина граждан таким способом станут клиентами страховой фирмы, то фирме будет очень хорошо.
Услуга, которой облагодетельствовали моих близких и дальних соседей, безусловно, является навязанной. Это редакции подтвердили в Обществе защиты прав потребителей. Конечно, страховщики могут прислать вам домой уже выписанный полис. Но включать его в квартплату без предварительного согласия жильца права не имеют. Но тогда как по-другому забрать ваши деньги?
Мы так привыкли к мысли, что горячее "бескорыстное" отстаивание чиновниками интересов бизнес-структур - чуть ли не рядовое явление, что просто вяло отбиваемся от очередной попытки коммерсантов с ловкой помощью местных властей предержащих залезть в наш карман.
В результате мы сегодня просто живем в мире навязанных нам услуг, часть из которых простым людям не нужна. Коммерсанты под прикрытием чиновников изыскивают порой совершенно немыслимые варианты отъема денег у населения. Оглянитесь вокруг. Едва ли найдется в большом городе хоть одна улица, на домах которой не было бы наружной рекламы. Но если опросить жильцов, на каких условиях они разрешили разместить на стенах или крыше своего дома рекламу и какую прибыль с этого получили, люди очень удивятся. Практически все скажут, что ни копейки от рекламы не получили. Добавим от себя, и не получат. Потому что жители не принимали никакого участия в решении вопроса о том, какую рекламу и на каких условиях разместить на их доме, и понятия не имеют, куда идут деньги, полученные за нее.
Между тем есть статья 290 Гражданского кодекса и статья 36 Жилищного кодекса. Эти статьи однозначно относят крыши, стены и другие строительные конструкции многоквартирных домов к общему имуществу собственников помещений, то есть жильцов, если квартиры у них в собственности. В городах нет ни одного плаката или растяжки на жилых домах, которые появились без согласия чиновников.
"Помощь" гражданам, естественно, не даром и с разрешения чиновников не только дома, но и на улице, в детском саду, школе, районной поликлинике. Не так давно в городе Энгельсе прошла прокурорская проверка соблюдения законности введения платной медпомощи.
Выяснилось, что в городской поликлинике N 2 в перечне услуг, утвержденном собранием районных депутатов, самостийно появились такие медуслуги: справка за ношение оружия, психотерапевтические сеансы, обеспечение костылями.
По мнению прокуратуры, дописки "связаны с извлечением прибыли и совершены из корыстной или личной заинтересованности".
По этому факту возбуждено уголовное дело. Все лечебные учреждения Энгельса получили прокурорские представления, потому как картина везде была одинакова.
Досье "РГ"
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.