Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад распорядился о том, чтобы банки Исламской Республики перевели миллиарды долларов из банков Европы в Центральный банк Ирана.
Это может быть сделано через "подставные" иранские компании в странах Персидского залива. Такое указание, по сведениям газеты "Дейли телеграф", уже получило руководство крупнейшего иранского банка "Мелли". Активы также могут выводиться "транзитом" через Дубай, где сосредоточено 10 тысяч иранских компаний.
Речь идет действительно о внушительных денежных средствах, которые Исламская Республика предположительно хранит в самых крупных и авторитетных банках Европы. Очевидно, Ахмадинежад дал такое распоряжение для возможного "спасения иранских активов от замораживания" в случае обострения конфликта между Тегераном и Западом.
Не секрет, что многие страны оценивают иранскую ядерную программу как одну из главных геополитических угроз в мире. И ряд государств, включая прежде всего США и Израиль, намекали на то, что в случае дальнейшего проявления Тегераном своих ядерных амбиций они могут инициировать в крупнейших международных организациях вопрос о введении в отношении Ирана санкций финансового характера.
К слову, Вашингтон ввел санкции против Ирана еще 14 ноября 1979 года. Белый дом тогда мотивировал это решение тем, что "ситуация в Иране стала угрожающей для национальной безопасности, международной политики и экономики США".
С тех пор эти санкции ежегодно продлеваются. В этом году первый тревожный звонок для иранских властей о возможном замораживании активов прозвучал из Германии. В мае органы финансового контроля ФРГ проверили филиал банка "Мелли" в Гамбурге и, обнаружив серьезные финансовые нарушения в его работе, заморозили его активы на неопределенный срок. Более серьезные последствия для Тегерана может сулить возможное решение вопроса о замораживании активов банка "Мелли" по всей Европе. Этот вопрос под давлением американцев сейчас изучают в соответствующих структурах Евросоюза.
Наконец, в последнее время за деятельностью крупнейших иранских банков начали пристально следить финансовые органы ООН.
Однако во всей этой истории самое любопытное то, что распоряжение Ахмадинежада было крайне критически воспринято главой иранского Центробанка Тахмасебом Мазахери.
Западные эксперты уже не раз говорили о том, что экономическая политика остается самым уязвимым местом иранского президента. И тот, принимая поспешные решения, ссорится с иранскими экономистами и финансистами. Ибрагим Шейбани, предшественник Мазахери, покинул пост главы Центробанка Ирана после того, как президент постоянно вмешивался в его работу. Кроме того, предыдущий министр экономики Ирана, который также был отправлен в отставку, открыто обвинил главу государства в "некомпетентном подходе к решению экономических задач страны".
Министр обороны Исламской Республики Мостафа Мохаммад-Наджжар высказался за усиление военного сотрудничества между Ираном и Ираком. Он провел переговоры на эту тему с иракским коллегой Абдель Кадером Мухаммедом Джасемом. По словам Наджжара, "между Ираном и Ираком существует большой стратегический потенциал и большое количество возможностей в сфере безопасности и оборонного сотрудничества".
Сейчас США договариваются относительно условий пребывания американских войск на территории Ирака после того, как в 2009 году истечет мандат ООН на американское присутствие в этой стране. В Тегеране опасаются, что в случае заключения этого договора территория Ирака может быть использована как плацдарм для нападения на Иран.