Каков удельный вес и насколько вольготно чувствуют себя коррупционеры в обществе? В России эти показатели зашкаливают за разумные пределы. Прежний и нынешний президенты страны выражают решимость осадить зарвавшихся и предостеречь потенциальных коррупционеров. Что реально можно сделать и делается для контрудара? Об этом наш обозреватель беседует с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаилом Гришанковым.
- Михаил Игнатьевич, почему тормозится принятие закона о противодействии коррупции?
- Фактически оно не тормозится. Когда в антикоррупционной комиссии Госдумы, которую я возглавлял в прошлом созыве, рассмотрели детали законопроекта, принятого в первом чтении еще Думой третьего созыва, то убедились: он безнадежно отстал от реалий времени, вступал в противоречие с международно-правовыми антикоррупционными нормами.
Что прикажете делать? Разрабатывать новый, опираясь на собственный опыт и понимание проблемы, или идти другим путем, взяв за основу "мировые стандарты". Мы предложили второй вариант: Государственная Дума ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Таким образом, мы взяли на себя ответственность ввести в российское законодательство международные антикоррупционные стандарты. В феврале 2007 года Владимир Путин образовал Межведомственную рабочую группу, которой передала свои наработки и Комиссия Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
- Дальше-то что?
- Насколько мне известно, сейчас в администрации президента рассматриваются два варианта законопроекта. Принципиальное отличие в том, что один предусматривает создание специализированного антикоррупционного органа, а другой - нет.
После того как Дмитрий Медведев подписал Указ о мерах по противодействию коррупции и созданию соответствующего Совета при президенте России, стало понятно, что мы находимся на пороге серьезных перемен.
- Когда это случится?
- Наверняка законопроект "О противодействии коррупции" внесет президент, конкретные сроки будут, видимо, прописаны в Национальном плане, который в соответствии с указанием Д.А. Медведева должен быть обнародован в июне с.г. Думаю, что в осеннюю сессию депутаты смогут завершить его рассмотрение в трех чтениях. Перед этим, разумеется, предыдущий законопроект, принятый в первом чтении в 2003 году, будет согласно регламенту снят с рассмотрения.
- Можно ли узнать подробности подготовленного документа?
- Особого секрета здесь нет. В начале года я выступал на конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции в Индонезии и проинформировал коллег о предпринимаемых Россией шагах, направленных на реализацию всех принятых на себя международных обязательств.
Впервые в отдельном специальном законодательном акте будут закреплены основы противодействия коррупции в Российской Федерации, раскрыты ключевые понятия, как "коррупция", "коррупционное правонарушение", "противодействие коррупции", изложены основные противодействия коррупции (необходимо подчеркнуть, что главными из них признаются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, принципы неукоснительного соблюдения законности и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений).
В проекте закона коррупция определяется путем перечисления действий, являющихся наиболее рельефным ее проявлением. Сущностный признак коррупции - незаконное использование публичным лицом своего властного или служебного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами. Коррупцией также признается совершение указанных действий в интересах юридического лица.
Есть и другие новеллы, предусматривающие проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, совершенствование системы и структуры государственных органов, механизмов общественного контроля над их деятельностью.
Законопроектом предусматривается использование прежде всего мер упреждения, направленных, в частности, на создание в государственной и муниципальной службе "атмосферы невыгодности коррупционного поведения". Поэтому основной акцент в проекте сделан на меры предупредительного, профилактического характера.
- Известно, что Комиссия, которую вы возглавляли, уделяла большое значение этой проблеме...
- Совершенно верно. Нами был проведен целый ряд парламентских слушаний и "круглых столов", посвященных различным аспектам антикоррупционной тематики, по итогам которых готовились и направлялись в различные ведомства, в том числе администрацию президента, аппарат правительства, суды, Счетную палату предложения и рекомендации.
Так, внимание Генеральной прокуратуры было привлечено к необходимости усиления контроля, направленного на предупреждение и противодействие коррупции в органах прокуратуры, рекомендовано рассмотреть возможность установления в проекте нового федерального закона о прокуратуре таких условий прохождения службы, при нарушении которых в обязательном порядке должен рассматриваться вопрос о соответствии должностного лица статусу прокурора.
Федеральной таможенной службе рекомендовано подготовить законодательные предложения, направленные на предупреждение и противодействие коррупции в таможенных органах, в том числе путем расширения полномочий по осуществлению внутриведомственного контроля и полномочий служб собственной безопасности. Предложено организовать и осуществить проведение антикоррупционной экспертизы Таможенного кодекса. Рекомендации антикоррупционного характера направлялись и в другие федеральные органы исполнительной власти, а также в регионы.
- Прошел ли сам антикоррупционный законопроект проверку на коррупционность?
- Этого не требуется, поскольку в него заложены нормы, исключающие двойное толкование, основанные на апробированных на международном уровне антикоррупционных стандартах.
Но вы затронули очень важную проблему. В свое время наша Комиссия создала экспертный совет, который анализировал на коррупциогенность принимаемые законодательные акты. Фактически в парламентскую практику был впервые введен институт антикоррупционной экспертизы законодательства. Нередко мы сталкивались со случаями, когда законы инициировались лоббистскими группами, которые старались протащить выгодные им формулировки или нормы, допускающие двойное толкование. В результате с использованием специальной методики проверки актов на коррупциогенность удалось заблокировать принятие некоторых законопроектов, содержавших коррупционные нормы, или добиться их существенной переработки. Поэтому так важна экспертиза, в том числе с привлечением экспертного сообщества.
- Коррупционер знает, что у него крепкие тылы - счета в банках, недвижимость, словом, роскошная жизнь после, в худшем случае, символической отсидки. Не правда ли?
- Теперь он должен знать, что в Уголовный кодекс возвращается конфискация имущества. Эта санкция является, в соответствии с Конвенциями, обязательной по статьям, связанным с коррупцией.
- Влиятельные чиновники заблаговременно готовят "аэродромы" на случай "вылета" с госслужбы. Глядишь, он уже президент или вице-президент подкормленной им компании.
- И здесь законопроектом может быть предусмотрен трехлетний запрет на занятие должности в подконтрольных ему организациях, даже если чиновник добровольно ушел с госслужбы и в "порочащих связях" не был замечен.
Все делается для того, чтобы коррупция стала невыгодным занятием. Немаловажная деталь. Декларирование доходов и имущества заложено в закон о госслужбе. Теперь появятся механизмы контроля за достоверностью представляемых сведений. Кроме того, планируется введение нормы о декларировании доходов и расходов не только чиновниками, но и членами их семей. Поверьте, это очень действенная антикоррупционная норма.
Законопроект предусматривает обязательную государственную защиту свидетелей, если таковая потребуется. Кстати, активность населения действительно невелика, но она возрастает.