В Адыгее вновь незаконно вырублено и похищено несколько сотен деревьев ценных пород

В Адыгее разразился очередной "лесной" скандал. В Майкопском районе республики незаконно вырублено и похищено несколько сотен деревьев ценных пород. И хотя все это происходило на глазах многочисленных свидетелей, виновные до сих пор не найдены.

Пикантность ситуации в том, что браконьерский топор разгулялся на охраняемой территории - в санитарной зоне водозабора, откуда идет снабжение питьевой водой столицы Адыгеи и нескольких поселков Майкопского района. Этот водозабор и 60-километровый водовод, построенные в 70-е годы прошлого века, обеспечивают чистейшей ледниковой водой более 200 тысяч человек. Особый неповторимый вкус и постоянную свежесть ей придают катионы серебра: ученые полагают, что ледниковая вода в толще горы течет сквозь серебряную жилу.

О вырубках леса на склонах горы Мессо и в долине реки Шумички первыми сообщили в природоохранные организации и правоохранительные органы туристы из Майкопа. В конце апреля в горы для проверки этих фактов выехала комиссия из представителей прокуратуры Майкопского района, РОВД и общественной организации "Экологическая вахта по Северному Кавказу". Как сообщил руководитель комиссии, заместитель прокурора Майкопского района Игорь Глушков, проверка началась с обследования 19-го квартала Цицинского участкового лесничества, расположенного чуть выше по склону Майкопского водозабора.

Представители лесничества уверяли, что в этом секторе леса ведется только легальная заготовка древесины, однако по лесоустроительным документам выходило, что никаких отводов на рубку леса выше Майкопского водозабора не существует. Факты говорили сами за себя: повсюду были следы лесоразработок. Следом, уже на "место происшествия", выехала группа Майкопского РОВД, которая задокументировала факт незаконного спила 17 деревьев, после чего было возбуждено уголовное дело.

Через пару недель правоохранители вернулись на место порубок, взяв с собой специалистов республиканского Управления лесного хозяйства, но поиски "официальной" делянки закончились провалом: согласно показаниям портативных навигаторов GPS, которыми были вооружены "зеленые", выходило, что она находится совсем не там, где указана на карте. Понять, где ведутся легальные, а где нелегальные вырубки, на месте опять не удалось.

В целом по результатам выезда стало известно, что всего в 19-м квартале было незаконно вырублено 351 дерево - в основном буки и пихты. Ни на одном пне не обнаружилось клеймения - зарубки с оттиском специального штампа с информацией о целях рубки. Даже по самым грубым прикидкам, урон, нанесенный неизвестными лесорубами, составил более 100 миллионов рублей, что квалифицируется как особо крупный ущерб.

По свидетельству сотрудников водозабора, лесоразработками в районе никто, кроме государственного унитарного предприятия "Курджипский лесхоз", в последнее время не занимался. В свою очередь, само ГУП отбивается от подозрений, как только может. Его директор Заур Бгуашев заявил, что незаконные порубки имели место в период реорганизации предприятия.

- Охраной леса теперь занимается Майкопское лесничество, - рассказал корреспонденту "РГ" глава лесхоза. - Мы же отвечаем только за то, что происходит в границах участков в пять и восемь гектаров, выигранных нами на открытом аукционе. Порубки в других местах, в том числе в охранной зоне водозабора, мог сделать кто угодно - тем более что в последние месяцы, пока шла реорганизация лесхоза, лес в долине Шумички фактически никто не контролировал.

В Майкопском лесничестве от комментариев отказываются, ссылаясь на то, что проверка еще не закончилась. Начальник управления лесами Республики Адыгея Рашид Бельмехов даже выразил недоумение, почему представителей его управления не пригласили поучаствовать в первых проверках. По его данным, последние три-четыре месяца на станции водозабора "вообще отсутствовал шлагбаум, и на ее территорию мог заезжать кто угодно и с какими угодно целями". Словом, крайних нет.

Недавно жители Майкопа, привыкшие пить чистую горную воду, обнаружили, что из водопроводных кранов течет мутноватая жидкость, отдающая хлоркой. "Мутная" история стала сюрпризом и для коммунальщиков столицы Адыгеи: если раньше и случалось, что районный водозабор поставлял не идеально чистую воду, то бывало это, как правило, во время продолжительных дождей, однако упомянутый инцидент имел место в середине апреля, то есть до того, как в горах зарядили дожди! Районный оператор водоснабжения МУП "Майкопский водозабор" поспешил успокоить население: мол, ничего страшного, количество взвешенных в воде частиц не превышало семи-восьми миллиграммов на литр (норма - четыре миллиграмма).

Правда, "зеленые" сомневаются в истинности этих заявлений.

- По свидетельству сотрудников водозабора, такие ЧП стали происходить все чаще, - говорит Андрей Рудомаха. - И чему удивляться, если местами из-за вырубок и движения тяжелой техники лесная почва на больших площадях превращена в грязное месиво, чему мы были свидетелями.

Координатор "Экологической вахты" высказал опасение, что уже через несколько лет при таких темпах уничтожения леса в водоохранной зоне майкопская вода станет совсем непригодной для питья, в лучшем же случае потребует дорогостоящей очистки.

Мнение

Олег Карчевский, начальник управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея:

- Район майкопского водозабора не относится к категории особо охраняемых природных территорий, а значит, там вполне возможно лесопользование. Есть положения о первом, втором и третьем санитарных поясах водоохранных зон, где четко прописано, какими видами лесопользования в каждом из них можно заниматься. На этом основании и нужно производить оценку законности рубок.

Что касается утверждений, будто в Майкопе из-за рубок леса ухудшилось качество питьевой воды или она вот-вот исчезнет, то эти слухи беспочвенны. МУП "Майкопский водозабор" в собственной лаборатории проводит анализы, осуществляет ежедневный мониторинг химического состава и потребительских качеств воды: о любом отклонении от нормы сразу станет известно. Однако это вовсе не означает, что можно и дальше разворовывать лес. Все подобные факты должны пресекаться.