Всего неделю просуществовал в Венесуэле закон "О разведке и контрразведке", принятый в начале июня по инициативе президента страны Уго Чавеса.
Поток критики со стороны оппозиции, общества и даже церкви вынудил главу государства приостановить действие документа. Чавес отправил закон на доработку и обещал, что после внесения поправок тот "не будет противоречить правам человека".
"Я прислушался к голосам моих оппонентов и понял: в законе действительно есть ошибки. Мне несложно это признать. Поэтому документ будет исправлен", - заявил венесуэльский лидер.
Закон о деятельности спецслужб не случайно вызвал бурю негодования в обществе. Согласно документу спецслужбы Венесуэлы получали настолько широкие полномочия, что права граждан на личную жизнь и свободу совести оказывались за бортом. Наиболее активный протест возник в связи с положениями, которые обязывали всех жителей сотрудничать с силами безопасности.
В частности, за отказ предоставить сотрудникам "особого отдела" информацию о том или ином "подозрительном лице" закон предусматривал наказание в виде тюремного заключения. Священнослужители утверждали, что даже соблюдение тайны исповеди этот документ позволял рассматривать как государственное преступление.
Теперь венесуэльцы вновь получили право самим решать, "стучать" или не "стучать", не рискуя при этом попасть за решетку. "Никто не должен заставлять человека быть информатором против его воли, - пояснил Чавес. - Это положение в корне неправильно, и я не буду настаивать на нем".
Скандальный закон содержит еще немало сомнительных пунктов, но их судьба пока остается под вопросом. Так, в первой редакции документа спецслужбам предоставлялось право устанавливать слежку за подозреваемыми без санкции суда. А государственным органам - возможность скрывать от адвокатов доказательства вины их подзащитных, если того требует "сохранение стабильности в стране". Готов ли Чавес отстаивать эти положения, пока неясно. Венесуэльский лидер лишь сообщил, что назначил комиссию для внесения изменений в документ.
После того как в декабре 2007 года жители Венесуэлы проголосовали против целого ряда президентских инициатив, Чавес стал более чутко прислушиваться к общественному мнению. Ему не впервые приходится публично отзывать закон, принятый с подачи его правительства. Так, в апреле после многочисленных протестов преподавателей, студентов и оппозиции Чавес решил отложить реализацию образовательной реформы, намеченной на третий квартал 2008 года.
Между тем
Необычный маркетинговый ход придумал Уго Чавес для рекламы продукции совместного ирано-венесуэльского предприятия. Во время еженедельной телепрограммы "Алло, президент!" он прокатился на двухколесном велосипеде, изготовленном на этом заводе. "Вы видели эту бутылку воды на раме? В ней атомная бомба! Только представьте, любой человек может купить велосипед с встроенной атомной бомбой всего за 198 боливаров", - пошутил венесуэльский лидер. Аналитики считают, что более провокационную и запоминающуюся рекламу для обычного велосипеда придумать было бы сложно.