Железная дорога наконец дошла до аэропорта Шереметьево

Смотреть фоторепортаж
Народу в новом шереметьевском терминале пока немного. Но скоро его заполнят авиапассажиры. Фоторепортаж Сергея Куксина

Москвичам и гостям мегаполиса больше не надо тратить уйму времени, денег и нервов, чтобы добраться до авиационных терминалов Шереметьево. Скоростная железнодорожная ветка от Савеловского вокзала до аэропорта сократила их путь в несколько раз.

Сегодня ее откроют для обычных пассажиров. А накануне новую транспортную развязку испытали вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Московской области Борис Громов. Роль гида взял на себя президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин.

По идее VIP-гостей могли разместить в вагоне первого класса (в новом составе предусмотрен и такой), но они скромно довольствовались рядовой "плацкартой". Впрочем, называть ее рядовой язык не поворачивается. Мягкие кресла, беспроводной Интернет, мониторы с информацией о прилетах-вылетах самолетов, верхние полки для вещей, багажные стеллажи и туалет также отличают этот поезд от привычных пригородных электричек, как аэробус отличается от "кукурузника". Видимо, в честь первого рейса машинисты не пожалели скорости - вместо обещанных 35 минут дорога заняла чуть больше двадцати.

В будущем, конечно, поезда пойдут строго по расписанию, а сама поездка обойдется пассажиру в 250 рублей.

Именно на эти особенности - короткое время в пути, комфорт и невысокую цену - обратил внимание Сергей Иванов во время церемонии открытия нового транспортного объекта в Шереметьево.

- За каких-то полчаса теперь можно добраться до многострадального аэропорта, - сказал вице-премьер. - Многострадального, потому что Шереметьево - это последний аэропорт, к которому подошла железная дорога. Теперь нам не надо тратить многие часы для поездок по Ленинградскому шоссе и деньги на автоперевозчиков, а попросту говоря бомбил.

Правда, сами таксисты уверены, что своих клиентов они не потеряют. "Кто ездил на такси в аэропорт, тот и будет ездить", - сказал корреспонденту "РГ" один из "леваков".

По новой транспортной ветке ежедневно будет курсировать 21 пара электропоездов. Первый отойдет от Савеловского вокзала в полшестого утра, следующие станут отправляться каждые полчаса, и так до глубокой ночи. К концу нынешнего года строители обещают ввести в строй еще один участок - от Белорусского вокзала до Шереметьево,- и пропускная способность современного железнодорожного терминала увеличится до 7 миллионов пассажиров в год. Ну а в перспективе, по словам Иванова, нас ждет замыкание всей Кольцевой московской железной дороги.

- Конечная цель развития системы высокоскоростного железнодорожного сообщения из Москвы в направлении всех существующих аэропортов имеет единственную цель - создать один транспортный узел в центре столицы, - поделился многообещающими планами вице-премьер.

Этот терминал думают построить на станции "Каланчевская" возле площади трех вокзалов к 2015 году. Отсюда пассажиров электропоездами доставят в любой столичный аэропорт. Здесь же люди оформят и сдадут свой багаж, чтобы в пути не перетаскивать чемоданы и сумки с места на место.

Но прежде стальные ветки от трех главных аэропортов мегаполиса - Шереметьево, Домодедово и Внуково - надо объединить в единую сеть, чтобы пассажиры без проблем могли добираться на экспрессе из одной воздушной гавани в другую. Соединение путей планируют выполнить через Малое кольцо Москвы, которое специально электрифицируют и приспособят для пропуска пассажирских составов. Эту задачу транспортникам надо решить к 2010 году.

В правительстве не скрывают, что строительство новых стальных веток из столицы к аэропортам - лишь одно из направлений транспортного развития мегаполиса. Москву хотят максимально освободить от автомобильных пробок, и главная роль здесь отводится железным дорогам и метро. По словам министра транспорта Игоря Левитина, при нынешних темпах "отмашинивания" горожан через шесть-семь лет мы будем иметь на дорогах 8 миллионов частных авто. И это не считая грузовиков. Поэтому к 2015 году количество пассажиров на железной дороге и метро хотят довести до 1 миллиарда 200 миллионов вместо 600 тысяч нынешних. Задача чрезвычайно сложная, но, по мнению транспортников, вполне выполнимая.

А как она будет решаться в других крупных городах страны, тоже задыхающихся от автомобильных пробок? Оказывается, московская модель вполне подходит практически к любому региону России. Крупные транспортные узлы с развитой пассажирской инфраструктурой в ближайшие пять лет должны появиться как минимум в десяти областных центрах. По словам Игоря Левитина, в требованиях к этим аэропортам "прописана необходимость прямого железнодорожного сообщения с центрами своих городов".

Между тем: журналистов, выехавших обратным рейсом в Москву, поджидал неприятный сюрприз. В середине пути состав вдруг стал рывками тормозить, послышался треск и грохот. Аэроэкспресс встал. Только через минут двадцать движение возобновилось. Журналисты на крутом повороте заметили из окна, что состав, в котором они находятся, подталкивает сзади пассажирский электропоезд. А потом локомотив дотащил электричку до Савеловского вокзала. В результате поездка заняла около полутора часов вместо обещанных 35 минут. Причем выходить из состава, чтобы добраться до города хотя бы на машине, журналистам запретили.

Железнодорожники, проходившие мимо пассажиров, рассказали, что конструкция состава недоработана и произошла поломка. "Мы просто молились, чтобы никаких заминок не произошло при перевозке официальной делегации, и нам повезло. А вот вам - не очень", - грустно улыбались железнодорожники. Коллеги, разбирающиеся в машинах, озвучили версию, что что-то попало под тележку первого вагона и повредило жизненно важные детали экспресса. Правда, официально сотрудники ОАО РЖД и ООО "Аэроэкспресс", которое осуществляет комплексное управление проектом, отрицают поломку. Представитель "Аэроэкспресс" заявил корреспонденту "РГ", что никаких технических неисправностей не было, а остановки состава вызваны тем, что пока аэроэкспресс не вписан в расписание. Конечно, накладки могут случиться где угодно. Проблема в другом - когда электрички останавливаются посреди чистого поля, что бывает не так уж редко, о пассажирах почему-то никто не думает. Проверено практикой, что по дороге в Лобню даже скоростная электричка может на какое-то время остановиться. При этом никто никогда не объяснит пассажиру, в чем причина задержки и когда состав снова тронется.

Справка "РГ"

Стоимость железнодорожного билета от Савеловского вокзала до аэропорта Шереметьево - 250 рублей, от Павелецкого вокзала до аэропорта Домодедово - 150 рублей, от Киевского вокзала до аэропорта Внуково -120 рублей. Проезд до Шереметьево в вагоне 1 класса обойдется взрослым в 350 рублей, детям - в 88 рублей. Для некоторых категорий пассажиров предусмотрены льготные цены, они меньше ровно наполовину. Детей до 5 лет железнодорожники обещают перевозить бесплатно, а за детей в возрасте 5-7 лет родители заплатят от 20 до 63 рублей в зависимости от направления. Путь в московские аэропорты займет от 35 до 45 минут.