Вчера подвели итоги конкурса по выбору компании на строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. До конца года с его победителем - консорциумом "Невский меридиан" - будет заключено концессионное соглашение, тоже пока единственное в стране. Последняя концессия просуществовала в СССР до 1937 года.
На 49 километрах дороги предусмотрено строительство 15 транспортных развязок и уникальных мостовых сооружений. Общий объем инвестиций в проект составит более 212 миллиардов рублей. При этом 108 миллиардов должен вложить "Невский меридиан", который, по сообщениям некоторых СМИ, подконтролен Олегу Дерипаске. Об условиях сделки пока известно только то, что дорога останется в собственности государства, но управлять ею будет консорциум. Причем государство ввело дополнительные гарантии для привлечения инвесторов в такие многомиллиардные проекты. Таким образом, бизнес сможет вернуть вложенные деньги. На какой срок будет заключено соглашение, станет известно позже.
Остальные 104 миллиарда рублей будет выделено из Инвест фонда и бюджета Санкт-Петербурга. Причем город взялся за это на свой страх и риск, поскольку в законодательстве детали такого софинансирования до конца не прописаны. Но необходимые поправки в законы уже есть, однако, когда они начнут действовать, неизвестно. Но, видимо, с этим тянуть не будут. Закон о концессионных соглашениях вступил в силу почти два года назад, но пока так и не заработал в полную силу именно из-за таких "пробелов". Своего "часа" ждут также проекты скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург и Орловского тоннеля под Невой.
Южный участок Западного скоростного диаметра обещают открыть уже осенью следующего года. И к 2013 году, когда дорога будет построена полностью, большая часть транспортных транзитных потоков пойдет через него, минуя внутренние дороги Северной столицы. Это во многом решит проблему дорожных пробок и поможет быстрее "прийти в пункт назначения". Сколько будет стоить поездка по трассе? Ранее называлась цена от одного до трех рублей за километр.
От скоростной дороги ждут и прямого экономического эффекта. Ведь сокращение времени поездки через регион на 10 процентов повышает продуктивность местного бизнеса на 1,2 процента, утверждают авторы нового исследования ВЦИОМ. Они провели оценку влияния автодорожной инфраструктуры на развитие бизнеса в регионах.
"Система скоростных магистралей и дорог дает толчок к развитию таких сфер бизнеса, как сельское хозяйство, торговля, пищевая и легкая промышленность, транспортные услуги", - пояснила первый заместитель гендиректора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова. И в планах государства до 2015 года построить 2 тысячи километров скоростных магистралей.
Пока же эксперты говорят о том, что более 62 процентов автодорог России не соответствует нормативам. Это влечет за собой экономические потери до 5,5 процента ВВП. По оценкам ВЦИОМ, плохая дорожная инфраструктура влияет не только на скорость перевозки грузов, которая сейчас не более 300 км в день, но и на расход горючего, стоимость обслуживания автомобилей. Сегодня на наших дорогах требуется в 1,5 раза больше бензина, чем в развитых странах, а срок службы автомобилей меньше на 30 процентов. Транспортной составляющей в себестоимости продукции уже достигает 12-50 процентов против 7-8 процентов в развитых странах с хорошими дорогами.