11.06.2008 01:59
    Поделиться

    Александр Протопопов: Наши заключенные готовы помочь нацпроекту

    Началась разработка комплексной областной программы развития системы исполнения наказаний. Какие проблемы необходимо решить, ожидают ли систему серьезные перемены?

    На эти и другие вопросы на "деловом завтраке" в редакции Архангельского представительства "РГ" ответил руководитель управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Архангельской области Александр Протопопов.

    Российская газета: Александр Витальевич, правда ли, что тюрьмы и изоляторы области переполнены?

    Александр Протопопов: К сожалению, это так. В исправительных учреждениях региона содержатся около 14 тысяч человек, и эта цифра будет расти. В следственных изоляторах области превышен лимит мест.

    Здесь, я считаю, проблема в том, что правоохранительные органы редко применяют меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей. В пределах предоставленных полномочий они вправе вменить подозреваемому или обвиняемому такие меры пресечения, как подписка о невыезде или залог. Суды не в полном объеме учитывают тяжесть преступления и другие обстоятельства, а также при вынесении приговора редко применяют альтернативные виды наказаний. Я уверен, что наказания, не связанные с лишением свободы, необходимо применять активнее.

    Сегодня достигнута договоренность с руководством ФСИН о дополнительном финансировании на реконструкцию здания под режимный корпус в СИЗО № 4.

    РГ: Случаются ли в учреждениях уголовно-исполнительной системы побеги, убийства, захват заложников?

    Протопопов: В тюрьмах в основном сидят за тяжкие и особо тяжкие преступления - убийцы, бандиты, насильники. Что касается протестных действий заключенных, то последний пример - это голодовка группы осужденных лечебно-исправительного учреждения № 8 УФСИН. Они жаловались на некачественное приготовление пищи, низкий уровень оказания медпомощи, жесткие режимные требования в штрафном изоляторе и в отряде строгих условий содержания. Поясню, что голодовку инициировала группа злостных нарушителей режима отбывания наказания. Они хотели добиться послаблений. Была создана прокурорская комиссия и еще одна комиссия, куда вошли сотрудники управления, члены общественного совета. Также присутствовал независимый эксперт. Учреждение посетили и представители норвежской делегации. Установлено, что условия содержания в колонии соблюдаются в полном объеме, а сотрудники действуют согласно законодательству. Вообще, в последнее время со стороны осужденных замечено сильное сопротивление законным требованиям администраций учреждений УФСИН. Особо подчеркну: подобные акции возникают не просто так. Они всегда четко спланированы и организованы, как правило, лидерами преступных групп. Спецконтингент подключает для достижения своих целей и депутатский корпус, и представителей СМИ, а также своих "собратьев" на свободе. Иногда они оказывают давление на наших сотрудников, угрожают расправой над их родными и близкими. С каждым годом такие инциденты становятся все более организованными.

    Есть и категория осужденных, которые склонны к захвату заложников. Такие лица находятся на профилактическом учете, за ними установлен жесткий контроль. В этом году в колонии № 1 один из осужденных напал на медработника, поскольку пытался получить группу инвалидности, которая ему не полагалась. В отношении него возбуждено уголовное дело.

    РГ: Нередко выявляются преступления, совершенные сотрудниками УФСИН, в том числе превышение полномочий. С чем это связано?

    Протопопов: В 2006 году предъявлены обвинения в совершении преступлений десяти сотрудникам УФСИН, в 2007 году - пяти. В 2008 году не выявлено ни одного преступления. Я считаю, что подобных случаев было бы гораздо меньше, если бы у наших сотрудников была высокая социальная защищенность. Уровень зарплаты по системе несоизмерим с теми психологическими нагрузками, которые приходится испытывать на нашей службе. Высока текучесть кадров. Многие не выдерживают нагрузки, увольняются и переходят на другую работу.

    РГ: Почему принято решение разработать региональную программу развития системы УФСИН? Ведь это федеральная структура.

    Протопопов: Чтобы снизить преступность в регионе, надо задействовать все институты власти, как на федеральном, так и на областном уровне. Да, законодательство четко разграничивает полномочия между областью и Федерацией. Но в некоторых регионах, например в Красноярском крае, накоплен богатый опыт эффективного взаимодействия федеральных структур и региональной власти. Чтобы перенять этот опыт, мы совместно с представителем администрации области туда выезжали и привезли в регион большой пакет документов. Планируется приезд руководителя Федеральной службы исполнения наказаний Юрия Калинина. Руководитель ФСИН и губернатор Поморья подпишут соглашение о взаимодействии. Следующий шаг - принятие комплексной программы по поддержке уголовно-исполнительной системы области. В частности, в ней будет определено, как предприятия наших учреждений могут участвовать в нацпроекте "Доступное и комфортное жилье", в программе "Социально значимые заболевания" и по другим направлениям.

    РГ: Чем же могут быть полезны учреждения УФСИН в реализации нацпроекта?

    Протопопов: В год мы выпускаем товаров более чем на 700 миллионов рублей, из них более 500 миллионов - продукция лесопереработки. В то же время наши учреждения могут производить товаров на два-три миллиарда рублей. А в реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье" предприятия системы могут участвовать более активно. По областному заказу в одной из колоний изготавливается модульное компактное строение, в котором разместится фельдшерско-акушерский пункт. Такой опыт можно использовать и для расселения людей из ветхого и аварийного жилья, а также как маневренный жилфонд.

    Поделиться