18.06.2008 03:00
    Поделиться

    Власти Башкортостана намерены усовершенствовать работу с жалобами граждан

    После введения административного регламента чиновники должны стать ближе к народу

    На совещании республиканских руководителей органов власти главный федеральный инспектор по РБ Петр Капишников поставил задачу усовершенствовать формы и методы работы с обращениями и жалобами граждан.

    "Идите в суд" - это не ответ

    По словам главного федерального инспектора, анализ обращений граждан к президенту России и его полномочным представителям показывает высокий уровень доверия граждан. Вместе с тем работа с такой корреспонденцией в настоящее время приобрела особое значение не только в рамках антикоррупционных инициатив, но и в связи с изменением структуры, перераспределением функций федеральных органов. На фоне снижения количества жалоб, адресованных президенту, наблюдается рост обращений в адрес остальных властных структур.

    - Практика показывает, что до 70 процентов вопросов можно решать на местах, не дожидаясь, пока люди обратятся в суд, - отметил Петр Капишников. - Но, когда чиновник отвечает заявителю: "Не нравится - обращайтесь в суд", - это не дело. Что значит "обращайтесь в суд"? Если полномочия конкретного органа власти позволяют решить проблему в досудебном порядке, она должна быть решена! Административный регламент предусматривает такую возможность.

    По поручению президента РФ Дмитрия Медведева, в каждом регионе страны должны пройти аналогичные совещания, перед руководителями федеральных органов будет стоять одна и та же задача: стать ближе к народу. Есть и особый пункт - уделить повышенное внимание тем обращениям граждан, которые содержат сведения о коррупционных проявлениях в среде государственных и муниципальных служащих.

    Третий год без регламента

    Проблема в том, что административный регламент (а именно в той его части, которая детально расписывает порядок действий чиновника при работе с обращениями граждан) разработан только в пяти федеральных органах на территории Башкортостана. А остальные в своей работе основываются на старых внутриведомственных инструкциях.

    Между тем постановление правительства России, предусматривающее внедрение регламента, было принято еще в 2005 году. Нерасторопность в данном вопросе до сих пор приводит к тому, что каждый орган, а нередко и отдельный специалист, по-своему понимает процедуру работы с жалобщиками, в результате нарушаются сроки рассмотрения обращений и порядок ответа на них. Люди получают отписки. Иной раз и вовсе начинается целая эпопея: ведомства по кругу пересылают письма граждан друг другу, и в каждой инстанции послание не меньше месяца ждет своего часа. Естественно, подобные факты наносят ущерб репутации всей вертикали власти.

    - До девятого июля мы проверим, все ли органы власти разработали и внедрили административный регламент, - предупредил Капишников. - Кроме того, из отчетов о работе ведомств с гражданами будет составлен сводный доклад, который ляжет на стол президента России Дмитрия Медведева.

    Дополнительно к регламенту участники рабочего совещания предложили в целях просвещения граждан учредить Министерству юстиции РБ в республике периодическое издание правовой направленности. Оказывается, подобные журналы или бюллетени выпускаются в каждом регионе России, за исключением Башкортостана. Также было решено ходатайствовать перед президентом РБ Муртазой Рахимовым о создании в республике единого органа, контролирующего работу ведомств с обращениями граждан.

    Семь болевых точек


    По словам уполномоченого по правам человека в РБ Фатхлислама Тукумбетова, среди 8224 обращений граждан на его имя в минувшем году больше половины составляют жалобы (в том числе коллективные) на действия или бездействие судов, милиции, прокуратуры и правоохранительных органов в целом. Уполномоченный не ждет, что в этом году подобных обращений станет меньше.

    Без очевидного результата, - подчеркнул Фатхлислам Тукумбетов. - И перед моими глазами всякий раз оказывается многомесячная переписка с чиновниками. Проанализировав структуру обращений граждан этого и предыдущих годов, я могу назвать семь наиболее острых проблем, которые не решаются в течение долгих лет. Во-первых, в Уфе много жалоб на точечную застройку. Вторая извечная боль - отсутствие в республике средств для погорельцев.

    Семьи кочуют без жилья по три года, а главы администраций муниципальных образований могут выделить им лишь по 20 - 30 тысяч рублей, которых хватает только на месяц. Третья проблема - жалобы на условия проживания инвалидов. Четвертая - то, что дети-сироты не обеспечиваются жильем. Пятая - очень слабо ведется работа по правовому просвещению в местах лишения свободы, в связи с чем я предлагаю учредить график регулярного приема осужденных адвокатами. На шестом месте жалобы от пенсионеров, участников Великой Отечественной войны, чернобыльцев и других категорий льготников, которым Министерство труда и соцзащиты населения РБ, очевидно, не достаточно разъясняет их права. Наконец, поступает много жалоб на ущемление прав от лиц, проживающих в общежитиях.

    Компетентно

    Гульнара Бикбулатова, заместитель прокурора Республики Башкортостан:

    - Количество жалоб, поступающих в прокуратуру, не снижается. В 2007 году их было порядка 30 тысяч, за пять месяцев текущего года - уже десять тысяч. Кроме того, мы ежегодно фиксируем и принимаем меры прокурорского реагирования по многочисленным фактам нарушения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Например, в Министерстве жилищного хозяйства РБ, Управлении Роспотребнадзора по РБ, Государственной жилищной инспекции РБ и других ведомствах допускались случаи, когда обращения игнорировались, либо граждане получали ответ значительно позже определенного законом месячного срока.

    Особое внимание уделяется информации о фактах коррупции. Сейчас на сайте Генеральной прокуратуры РФ для обращений граждан по данной тематике создан специальный раздел, в котором каждое из поступивших сообщений о коррупционных проявлениях будет внимательно изучено.

    Поделиться