В Фатежском районе Курской области впервые за время действия Уголовного кодекса РФ (с 1997 года) вынесен обвинительный приговор по статье 312 - за растрату имущества, арестованного в обеспечение уплаты алиментов на содержание детей.
Всего же за четыре месяца текущего года в области было возбуждено 192 уголовных дела за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей. Почему в Курске появилась такая тенденция, попытался разобраться корреспондент "РГ".
Запчасти вместо алиментов
Нынешний год в Курской области отмечен ужесточением реальной ответственности нерадивых родителей. Резко пошла вверх статистика уголовного преследования - после того, как с 1 февраля 2008 года подследственность по преступлениям, предусмотренным статьей 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей), законодательно была передана от органов внутренних дел Федеральной службе судебных приставов. За весь прошлый год в области по этой статье было возбуждено 41 уголовное дело, а теперь лишь за четыре месяца их набралось почти двести. Причем 115 дел уже направлены в суд, по 34 вынесены обвинительные приговоры.
Так, мировой судья судебного участка города Фатежа и Фатежского района осудил 42-летнего местного жителя Геннадия Сидорова по части 1 упомянутой статьи УК РФ к лишению свободы на один год условно. Районным отделом судебных приставов в отношении этого гражданина было возбуждено два исполнительных производства о взыскании алиментов на общую сумму свыше 96 тысяч рублей, после чего судебный пристав-исполнитель наложил арест на принадлежащую должнику "Волгу". Однако мужчина продал запасные части с автомобиля. Тут же было возбуждено уголовное дело, и в итоге суд согласился с предъявленным обвинением.
До реального лишения свободы (хотя закон позволяет применять и аресты на срок до трех месяцев) судебная практика пока не доходит - она, как правило, склоняется к назначению либо обязательных работ от 120 до 180 часов, либо исправительных - на срок до одного года.
Кстати сказать, за 192 должниками, проходящими по возбужденным уголовным делам, числится задолженность на сумму 16,7 миллиона рублей. И это не только папы, но и 47 матерей. Да и "рекордсменом" по наибольшей задолженности (367, 6 тысячи рублей) является жительница Хомутовского района, лишенная родительских прав в отношении двух несовершеннолетних детей.
Пристав за родителей
Приставы понимают, конечно, что уголовные дела охватывают лишь мизерную часть курского полчища несостоятельных алиментщиков, но все же считают, что сама угроза применения 157-й статьи УК РФ действует как хорошая профилактическая мера. И небезосновательно. Как рассказали корреспонденту "РГ" в управлении ФССП, некий папа-предприниматель первый год после развода исправно платил ребенку твердые суммы, оговоренные с бывшей женой в нотариально засвидетельствованном соглашении, а потом у него не заладилось с бизнесом, и он платить перестал. Но стоило приставу лишь предупредить его о перспективе оказаться под следствием, папа сразу же деньги нашел и рассчитался.
Такое же профилактическое свойство имеет и еще одна санкция, применяемая к должникам перед собственными детьми, - временное ограничение права на выезд за пределы России. В нынешнем году в области вынесено уже 67 таких постановлений. И тоже есть примеры "упреждающей действенности": отнюдь не бедный гражданин, проживающий в Курчатове, задолжал своему ребенку 14 тысяч рублей и намеревался отбыть в Норвегию, а как узнал от судебного пристава-исполнителя, что поехать не сможет, долг поспешил погасить.
Но все это единичные факты на фоне целой армии "биологических" пап и мам, чье потомство курские чиновники с грустной усмешкой называют "генеральскими" детьми, или "детьми Нечипуренко" - генерала, главного судебного пристава Курской области. Сейчас в его службе на исполнении числится более 13 тысяч производств по взысканию алиментов, и в большинстве случаев родителей приходится принуждать к выплатам денег на содержание детей по состоявшимся судебным решениям. Велик "переходящий остаток" от прошлого года, но и число новых исполнительных производств быстро растет: нынче за четыре месяца областным управлением службы судебных приставов их было возбуждено 2170, а в мае прибавилась еще почти тысяча…
Что означают эти цифры, корреспонденту "РГ" пояснила руководитель ведомственной пресс-службы Елена Скоморохова. Речь идет именно о принудительном исполнении, поскольку приставы возбуждают производства только по обращениям взыскателей (в основном бывших жен или мужей), имеющих на руках выписанные судами исполнительные листы, но денег по ним не получающих. Бывают, конечно, случаи, когда остающиеся с детьми женщины приходят к приставам за подмогой слишком поспешно, в пылу бракоразводной горячки, но основная масса алиментщиков - это реальные должники. И работать с ними приставам очень непросто.
Казалось бы, есть даже финансовые стимулы. Если в течение пяти дней после возбуждения исполнительного производства человек приходит и рассчитывается, его считают добровольно уплатившим долг по алиментам и не взыскивают семипроцентный исполнительский сбор. Но таких родителей в курском управлении ФССП к 1 июня - Международному дню защиты детей - насчитали только 32. Из 13 тысяч.
Безденежная арифметика
Проблема алиментщиков-должников имеет социально-экономические корни: тут можно говорить об отсутствии во многих районах области работы, о выплате заработной платы по "черным" ведомостям, о глобальной трудовой миграции и так далее. Кроме того, законодательство запрещает принудительный труд и никто не может заставить неплательщика алиментов устроиться на работу. И само собой получается так, что во многих случаях служба вынуждена заниматься бесполезной для детей "арифметикой". Приставы аккуратно насчитывают неработающим алиментщикам долги, как велит закон, но надежда на то, что цифры обратятся в реальные деньги и дойдут до адресатов, остается призрачной. К тому же у этих подсчетов есть интересная особенность, введенная российскими законодателями.
Оказывается, применяемая при начислении задолженностей по алиментам методика исходит из того, что, например, курский неработающий алиментщик богаче работающего. То есть считается таковым. Если должник в какой-то период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то, разъясняют мне приставы, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания. Но ведь в Курской области средняя зарплата существенно ниже, чем по России, и, значит, часть из насчитанных детям денег никогда не появится в курской природе. И есть опасение, что в близкой перспективе неисполнимые долги по алиментам станут нарастать еще интенсивнее: сейчас в работе у парламентариев проект поправки в Семейный кодекс, по которой предполагается начислять дополнительно за каждый день просрочки не по 0,1, а по 0,5 процента на сумму долга.
Александр Нечипуренко, руководитель управления ФССП, главный судебный пристав Курской области:
- Исполнение решений по делам о взыскании алиментов является одной из самых проблемных категорий исполнительных производств и, соответственно, одним из приоритетных направлений деятельности управления ФССП по Курской области. Главное здесь заключается в том, что ни одна из объективных и субъективных причин, которых, конечно же, множество, не освобождает человека от обязанности по уплате алиментов на содержание своих детей. Платить их или не платить - это не личное дело каждого и не добровольная договоренность с бывшим супругом или супругой, а именно обязанность, прописанная в законе. Да, есть проблемы с трудоустройством, но тем, кто сам этого хочет, стараемся помочь в поисках подходящей работы. А в отношении тех, кто намеренно уклоняется от исполнения судебных решений по уплате алиментов на содержание детей, наша служба принимает и будет принимать все предусмотренные законодательством меры воздействия.