Парадоксальная ситуация: выпускнице детского дома выплатили деньги, положенные по закону, на приобретение квартиры. Но из-за того, что жилая площадь оказалось меньше нормативов, сумму выплаты уменьшили настолько, что ее не хватило на покупку.
На днях выпускница Усть-Донецкого детского дома Лена Виноградова получает диплом Донского государственного аграрного университета. Но радостное событие омрачено тем, что после выпуска ей негде будет жить. Комнатка в вузовском общежитии - пристанище временное, и оттуда после получения "корочки" придется съехать.
Право детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на собственную крышу над головой закреплено статьей 40 российской Конституции, 37-й, 60-й и 67-й статьями Жилищного кодекса РФ и 8-й статьей Федерального закона N 159. В Ростовской области действует порядок обеспечения жильем детдомовцев, утвержденный губернатором. По нему основанием для предоставления заветных метров может считаться заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства на имя главы муниципального образования с приложением необходимых документов. Список нуждающихся формирует региональное министерство образования. Затем перечень передается в министерство строительства и утверждается на заседании межведомственной комиссии.
Помимо правового есть и финансовое обеспечение. В областном бюджете на покупку квартир для бывших воспитанников детдомов предусмотрели 286,7 миллиона рублей, которые в виде субвенций были распределены между муниципалитетами региона. Однако проблемы с жильем у бывших детдомовцев все равно возникают.
- В апреле я узнала, что мне выделили 603 тысячи 900 рублей на жилье в Усть-Донецке, - говорит Лена Виноградова. - По закону полагается не больше 33 квадратных метров, исходя из этого я и искала квартиру. Подвернулась малосемейка в хорошем состоянии, с мебелью. Я решила остановиться на ней: площадь хоть и меньше, чем полагается - всего 29 квадратных метров, но на однокомнатную квартиру денег бы все равно не хватило. Тем более хозяйка уступила в цене, согласившись продать квартиру за 600 тысяч рублей.
Когда девушка стала оформлять документы, выяснилось, что выплатить ей могут только 520 тысяч рублей. Недостающие 80 тысяч рублей предложили найти самой. Оказалось, что сумма, которую областной бюджет выделяет каждому конкретному детдомовцу на обретение крыши над головой, напрямую зависит от площади квартиры. Об этом говорится в 384-м постановлении областной администрации от 18.09.2006 года. В соответствии с ним объем средств рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра социального жилья в этом районе или городе. Ее определяет министерство строительства по специальной методике. Для Усть-Донецка в первом квартале нынешнего года расценки составляли 18 тысяч 300 рублей за метр. Если умножить эту стоимость на 33 квадратных метра, положенных каждому детдомовцу по закону, как раз и получаются те 603 тысячи 900 рублей, которые Лена должна была получить в самом начале. Но так как она нашла квартиру площадью поменьше, то сумму пересчитали. Вроде бы все по закону, но беда в том, что жилья в Усть-Донецке за 520 тысяч рублей не найти. Потому что цена одного квадратного метра в реальности гораздо выше той, которую на бумаге утвердило министерство строительства.
- Жилье в последнее время у нас действительно сильно подорожало, - подтвердили в одном из местных агентств недвижимости. - Если в прошлом году в это время один квадратный метр стоил около 9 тысяч рублей, то сейчас 19,5-20 тысяч рублей.
В региональном министерстве строительства, куда "РГ" обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию, пояснили, что проблема в нехватке дешевого социального жилья. На территориях, которые активно занимаются его строительством, проблема разницы в ценах не стоит. К слову, в 384-м постановлении сказано, что муниципалитеты могут приобретать жилые помещения в собственность по цене выше установленной министерством строительства, если разница будет оплачена за счет средств местной казны или внебюджетных источников. Но усть-донецкие власти предлагают другие выходы из положения.
- Мы не виноваты, что цены на рынке жилья в Усть-Донецке выше тех, по которым нам разрешено приобретать квартиры сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Пусть едет жить в какой-нибудь хутор, - говорит заместитель главы Усть-Донецка Виктор Гуснай. - Еще можно взять кредит или вообще подождать, когда министерство строительства утвердит новые, более высокие расценки, и тогда покупать жилье. Некоторые у нас так и поступают. Из очереди их в этом случае никто не исключает - не имеем права. А вообще, я не понимаю претензий Виноградовой. Мало ли кто где хочет жить? Надо же исходить из реалий…
Почему крайней в этих реалиях оказалась выпускница детского дома, непонятно.
- Я на квартирном учете состою в Усть-Донецке. Почему же я должна ехать жить в село? - недоумевает Лена.
Кстати, помимо Виноградовой крышу над головой в Усть-Донецке в ближайшее время должны получить еще шесть человек из 52-х стоящих на учете. Однако квартиры по заявленной стоимости пока удалось найти только три: одну в самом Усть-Донецке, причем за нее будущие жильцы уже внесли залог хозяйке, и еще две в хуторах. Что остается остальным? Ждать.
Прямая речь
Геннадий Зорько, директор регионального общественно-благотворительного фонда "Наше будущее":
- Жилье - главная проблема, с которой сталкивается выпускник детского дома. Раньше по 159-му федеральному закону каждый имел право в течение трех месяцев после выхода из госучреждения получить его. Но в том же 2004 году пункт о трех месяцах убрали из текста закона. Требовать квартиру через суд теперь пустое дело, в законе срок ожидания не ограничен. Снимать жилье для молодого человека без опыта работы очень сложно. Помощи ждать неоткуда. Другой вопрос - качество жилья. Был случай, когда девушке дали сарай без окон, без дверей, в котором невозможно было жить. Хорошо, что этот факт получил огласку, и ей помогли. Такое впечатление, что общество изначально ставит на сиротах крест.