Сегодня на Среднем Урале официально зарегистрировано более 20 предприятий пищевой промышленности, которые используют для производства продуктов питания так называемые генно-модифицированные организмы.
Ежемесячно население региона съедает с пищей десятки тысяч тонн ГМ-ингредиентов. Учитывая продовольственную зависимость от импорта, которая, по разным данным, составляет 40-60 процентов, легко представить степень нашей уязвимости от закордонных данайцев, дары приносящих.
Такие данные привели представители Уральского экологического союза на заседании "круглого стола" "Зоны, свободные от генно-модифицированных организмов (ГМО). Право решать". Дискуссия состоялась в министерстве торговли, питания и услуг Свердловской области, в обсуждении заявленной проблематики приняли участие эксперты, представители общественных организаций, надзорных ведомств.
Как подчеркивают специалисты, широкое распространение генетически модифицированных растений и продуктов является сейчас одной из болезненных проблем мирового сообщества. Первая такая агрокультура была явлена миру в 1994 году, когда правительство США одобрило коммерческое выращивание ГМ-томата. Тогда совет директоров американской химической корпорации-разработчика заявил, что через 15-20 лет все ГМ-семена, продаваемые в мире, будут запатентованы. Стратегической задачей было провозглашено влияние на национальные правительства и продвижение трансгенных продуктов на мировой рынок. По данным экспертов, сейчас эта задача во многом решена.
В России ГМ-культуры пока не разрешены к выращиванию, однако продовольствие и корм для скота, содержащие ГМО, уже давно проникли на отечественный рынок. Как показывают исследования фонда "Общественное мнение", 66 процентов россиян готово покупать более дорогие продукты, если в них отсутствуют ГМО, но не имеют такой возможности.
- На сегодняшний день нет достоверного способа установить, может ли внедрение ГМ-продуктов сказаться на здоровье человека, - сообщил на "круглом столе" президент общенациональной ассоциации генетической безопасности, кандидат биологических наук Александр Баранов.- Исследования, проведенные на грызунах, показывают, что после употребления модифицированных продуктов животные становятся агрессивней, теряют материнские инстинкты, возрастает смертность среди новорожденных. Ученые под давлением спонсоров или политического лобби часто меняют или скрывают результаты своих изысканий. Несовершенство создания ГМ-организмов, отсутствие научно-технической базы по проверке и контролю за биобезопасностью, неопределенность отдаленных рисков делают использование и выращивание их на территории России недопустимыми.
Московский гость нарисовал поистине апокалиптическую картину. Докладчик цитировал светил науки, политиков, общественных деятелей, приводил тревожные статистические данные, демонстрировал слайды с безволосыми мышами, хищными кроликами, божьими коровками-импотентами. К концу его выступления участники "круглого стола" пришли в полное уныние, осознав неутешительные перспективы человечества: генетическое загрязнение в мировом масштабе, полная деградация себе подобных. Здесь слово взяла секретарь альянса СНГ "За биобезопасность" Виктория Копейкина, заявив, что свет в конце тоннеля все же виден.
- Сегодня на уровне регионов и целых стран создаются зоны, свободные от ГМО,- заявила она.- Это может быть любая территориальная единица, организация или общество, главы которых согласовывают с населением решение об отказе от выращивания трансгенных культур на государственных землях и распространения ГМ-продуктов в школах, больницах, социальных заведениях, воинских частях. В Европе более 230 регионов, 4500 муниципалитетов и тысячи фермеров объявили себя свободными от ГМО, в России как минимум 14 областей. Средний Урал может стать еще одной такой территорией.
Вероятно, предложение московских гостей базировалось на том, что еще в прошлом году этот вопрос обсуждался в Екатеринбургском комитете по товарному рынку. По данным Уральского экологического союза, областные министерства торговли и сельского хозяйства по поручению главы правительства приступили к подготовке программы обеспечения биобезопасности. Правда, на "круглом столе" первые руководители этих ведомств не присутствовали, а у его участников не было единого консолидированного мнения. Хотя все выступающие были, безусловно, согласны, что проблема существует и ее надо решать.
Например, исполнительный директор некоммерческого партнерства Алексей Подоляко считает, что на продукты с ГМ-ингредиентами необходимо наносить соответствующую маркировку, а потребитель сам для себя решит, нужен ему такой товар или нет, и невостребованные продукты будут вытеснены с полок магазинов. Представители оптовых компаний заметили, что дополнительная сертификация потребует новых затрат, которые в конечном итоге скажутся на выходной цене. Директор НП товароведов-менеджеров Нина Барсукова обратила внимание участников "круглого стола" на безнаказанность производителей фальсификатов, несоответствие маркировки на упаковке с содержимым, незначительные штрафы, слабую ответственность.
Михаил Смоляков, начальник отдела перерабатывающей промышленности областного министерства сельского хозяйства и продовольствия:
- На территории области не выращиваются ГМ-культуры. Но значительную часть сырья мы вынуждены закупать в других регионах, например мясо. В область из-за границы поступает кукуруза, соя, сахарная свекла, хлопковое масло. Эти продукты проходят лабораторные исследования на таможне. Может, нужно поставить заслон трансгенам при входе в страну? Пока что эта проблема никак не отражена в нашем законодательстве. В ФЗ № 94 "О размещении заказов на поставки… для государственных и муниципальных нужд" нет ни слова о ГМ-продуктах. Здесь большое поле для работы законотворцев. Со свой стороны областные министерства и ведомства делают все возможное, чтобы предотвратить попадание трансгенов в регион.