Новый зампред Следственного комитета считает, что больше всего взяток берут чиновники и правоохранители

Заместителем председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ назначен Василий Пискарев. Ему поручены ключевые направления в деятельности ведомства - процессуальный контроль и криминалистическое сопровождение расследования уголовных дел. Новый зампред дал свое первое интервью "Российской газете".

Российская газета: Василий Иванович, первое заседание коллегии Следственного комитета было посвящено болезненному для нашего общества вопросу - борьбе с коррупцией. На коллегии прозвучали громкие заявления об усилении следственной работы в противодействии коррупции. Не получится ли так, что они так и повиснут в воздухе?

Василий Пискарев: На заседании действительно были приведены свидетельства активизации следственной работы на этом стратегическом для нас направлении. Однако целью коллегии были не победные реляции, а анализ проблем и поиск решений. Жестко и принципиально обсуждались просчеты тех руководителей региональных следственных управлений, кто не сумел грамотно наладить работу по противодействию коррупции. Коллегия заметно повлияла на выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности. За последние дни во многих субъектах возбужден ряд серьезных уголовных дел в отношении должностных лиц высокого уровня.

РГ: Вы могли бы назвать некоторые из этих дел или все они - следственная тайна?

Пискарев: Верховный суд уже дал заключение о наличии в действиях председателя Волгоградского областного суда признаков злоупотребления должностью в корыстных целях. Судья такого уровня привлекается к уголовной ответственности впервые. Возбуждены уголовные дела за получение взяток в отношении высокого милицейского чиновника в Московской области, бывшего зам-прокурора района Краснодарского края и помощника прокурора района г. Ярославля. За аналогичное преступление привлечен прокурор другого ярославского района. За взятку в миллион рублей предстоит ответить главврачу районной больницы г. Воронежа. Окончено расследование в отношении руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю по Челябинской области, проводятся активные следственные действия и по ряду других серьезных уголовных дел.

РГ: Какие, на ваш взгляд, сферы деятельности наиболее подвержены коррупции?

Пискарев: Как показывает практика, уязвимы с этой точки зрения правоохранительная, таможенная и бюджетная сферы, деятельность государственных органов и местного самоуправления, лицензирование, образование и медицинское обслуживание. Подтверждают это результаты следственной работы за 2007-2008 гг. Следственными органами с сентября прошлого года возбуждено 435 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления и 1662 уголовных дела в отношении сотрудников правоохранительных органов. Больше стало выявляться преступлений в судейской среде. Только в нынешнем году председателем Следственного комитета внесено 10 представлений о наличии в действиях судей признаков преступлений и 9 - о согласии на возбуждение уголовных дел. В отношении 15 судей дела уже возбуждены, что превышает аналогичный показатель за весь прошлый год.

РГ: На упомянутом заседании коллегии прозвучала сенсационная цифра: якобы на взятки чиновникам тратится в среднем до 33, 5 миллиарда долларов в год. Были и другие тревожные данные. Насколько они достоверны?

Пискарев: Если опираться на данные, представленные следственными органами, то ущерб от преступлений коррупционной направленности, к которым относится и взяточничество, только по направленным в суд делам составил в 2007 году 1 миллиард 90 миллионов 936 тысяч рублей. В первом квартале нынешнего года эта цифра равна 435 миллионам 60 тысячам рублей. Однако каковы истинные масштабы коррупции? Чтобы грамотно распределить силы и средства, направленные на противодействие коррупции, правоохранительные органы, на наш взгляд, должны использовать сведения из самых разных источников. Это и обращения граждан, и публикации в СМИ, и результаты социологических исследований. Одно из таких исследований было проведено известным фондом ИНДЕМ, его результаты опубликованы в СМИ и используются учеными-криминологами. По данным этого фонда, в среднем в год на взятки чиновникам предприниматели тратят 33, 5 миллиарда долларов, а бытовая коррупция имеет в обороте около 3 миллиардов долларов. Разумеется, эти данные не могут быть точными, поскольку не существует способов их официальной проверки. Однако и игнорировать их тоже нельзя. Я думаю, что реальный масштаб коррупции не известен ни в одной стране мира. Мы предлагаем разработать систему постоянного мониторинга коррупции, которая включала бы в себя не только данные официальной статистики, но также и результаты социологических исследований, экспертных оценок, оперативную информацию спецслужб. Такой мониторинг позволит более эффективно бороться с коррупцией.

РГ: Насколько, на ваш взгляд, все-таки велики доходы наших коррумпированных чиновников?

Пискарев: Ответить на этот вопрос со всей определенностью трудно, потому что данные о сумме взяток статистикой не учитываются. Размер доходов может зависеть как от должностного положения чиновника, так и от местности, где он работает. Наиболее высокие суммы доходов были установлены при расследовании уголовных дел в отношении московских чиновников. Только по двум уголовным делам, расследуемым следственным управлением по г. Москве в отношении бывших прокурорских работников и сотрудников милиции, совокупный размер ущерба составил более 800 миллионов рублей. Но не отстают и другие регионы. Судья одного из райсудов Амурской области, например, выносила заведомо неправосудные судебные решения по фиктивным искам к правительству РФ по целевым чекам на сумму 1 миллиард 270 миллионов рублей. Она привлечена к уголовной ответственности, но это не единственный пример.