Вчера должен был состояться пикет барнаульских студентов и преподавателей, обеспокоенных возможным объединением вузов. Однако мэрия не позволила пикетчикам выйти на улицы.
Не риторические вопросы
Уже пару месяцев в преподавательской и студенческой среде активно муссируются слухи о возможном объединении нескольких барнаульских вузов в единый университет. Инициативная группа из классического и технического университетов, обеспокоенная грядущими переменами, подготовила обращение к краевым властям с требованием разъяснить ситуацию. Вчера она намеревалась собрать подписи под обращением, устроив пикет возле зданий двух университетов. Однако мэрия не дала разрешения на проведение публичной акции. Как пояснил председатель комитета по работе с обращениями граждан администрации Барнаула Геннадий Королев, пикетчикам было предложено перенести обсуждение вопросов модернизации образования в актовый зал технического университета.
Один из участников инициативной группы - доцент кафедры философии Алтайского госуниверситета, кандидат философских наук Вячеслав Корнев рассказал корреспонденту "РГ", что уже полтора месяца в крае по распоряжению губернатора работает комиссия по слиянию вузов, деятельность которой держится в секрете.
- После появления указа президента РФ о создании сети федеральных университетов вроде бы все прояснилось, - говорит Корнев. - Но до нас дошла информация о некоторых результатах работы комиссии, которая пришла к выводу, что в Барнауле дублируется два десятка специальностей в разных вузах. Значит ли это, что предстоит сокращение бюджетных мест, ставок и преподавателей? Ожидаются ли в перспективе сокращения и увольнения? Как на практике будет происходить слияние факультетов и кафедр в рамках "федерального вуза"? До нас эту информацию не доводят.
Вячеслав Корнев соглашается с тем, что федеральный университет - это серьезный государственный бюджет, престиж и высокий статус, но, по его мнению, качество образования одними слияниями не поднимешь.
- Для повышения уровня высшего образования необходимо заняться, в первую очередь, многочисленными филиалами и коммерческими вузами, - считает философ. - Следует вытравить из университетов взяточников, выдающих себя за преподавателей, пресечь на всех уровнях покупку экзаменов, дипломов, диссертаций. Однако вместо этого университеты делят на допущенные и недопущенные к столу госбюджета, на столичные и провинциальные. Все идет к тому, что настоящее образование можно будет получить только в крупных центрах, и едва ли Барнаул выдержит конкуренцию с другими сибирскими мегаполисами - Новосибирском, Красноярском, Томском.
Преждевременные страхи
Однако краевые власти убеждены, что поводов для беспокойства, а тем более для проведения пикетов и акций протеста - нет. По мнению заместителя начальника краевого управления по образованию и делам молодежи Валерия Бармина, подобные протесты вызваны незнанием ситуации, а также желанием общественно активных представителей науки попиариться.
- Проблема пока отсутствует как таковая - убежден Бармин. - Указом президента правительству поручено в двухмесячный срок разработать нормативно-правовую базу и организационные принципы создания федеральных университетов. Так что сегодня пока нет ни нормативной базы, ни принципов их организации. В администрации края действительно создана рабочая группа, в которую вошли ректоры алтайских вузов и специалисты управлений. Но мы пока только изучаем существующий опыт по созданию федеральных университетов в Красноярске и Краснодаре и рассматриваем наши возможности - наличие профессорско-преподавательского корпуса, материальную базу вузов, востребованность специалистов. Но при этом мы не рассматриваем концепцию создания университета и тем более вопрос кого с кем объединять, кого сокращать. Эти вопросы бессмысленно сейчас обсуждать, поскольку нет нормативной базы.
Предполагается, что в стране появятся 10-12 федеральных университетов мирового уровня, 20-40 исследовательских вузов и 100-150 региональных университетов. Основная цель их создания - повышение качества подготовки кадров по наиболее важным для регионов специальностям. Она будет достигаться за счет улучшения материальной базы, за счет привлечения квалифицированных преподавательских кадров и талантливой молодежи как внутри региона, так и из-за его пределов. По словам начальника краевого управления по образованию и делам молодежи Юрия Денисова, задача рабочей группы, организованной в администрации края, как раз определить эти наиболее важные для региона специальности, чтобы затем подготовить проект создания крупного университета. Среди таких специальностей Юрий Денисов назвал нанотехнологии, биофармацевтику, агротехнологии, туризм и сферу услуг, высокие медицинские технологии. Когда будет сформирован точный список перспективных профессий, краевые власти смогут решить, университет какого профиля целесообразно создавать в Алтайском крае.
Начальник краевого управления по образованию пообещал, что как только появится нормативная база и на ее основе в регионе будет разработана концепция модернизации высшего образования, краевые власти готовы вынести ее на обсуждение общественности.
Ректор государственного университета Юрий Кирюшин также считает, что пока дискутировать не о чем.
- Мы готовы привлечь к широкому обсуждению и Лигу студентов, и профсоюзы, и профессорско-преподавательские коллективы, но только тогда, когда будут хотя бы какие-то варианты создания федерального университета, - подчеркнул Кирюшин. - Сейчас мы только изучаем наши возможности и ждем нормативных документов.
Николай Черепанов, вице-губернатор края:
- Основная проблема высшего образования сегодня - отставание его качества и содержания от потребностей рынка труда. В крае переизбыток специалистов социально-экономического, гуманитарного и правоведческого профиля, но при этом ощущается дефицит инженеров, технологов, конструкторов, менеджеров производства.
В наших вузах и филиалах сегодня около 300 специальностей, но не более 20-30 из них можно отнести к высоковостребованным. Можно говорить и о неэффективном использовании бюджетных средств вследствие избыточной и нередко некачественной подготовки специалистов в условиях меняющейся структуры рынка. Прежде всего это касается филиалов негосударственных иногородних вузов. Новая образовательная система должна идти по пути индивидуализации образования, когда студент вправе выбирать индивидуальную программу обучения. Мы же будем способствовать доступности образования через социальную поддержку, образовательные кредиты, переход на двухуровневую систему высшей школы. Именно поэтому идет работа над организацией федеральных университетов. Мы изучаем возможность создания в крае крупного университета регионального значения, который бы помог решить кадровые проблемы, но при этом не отказываемся от борьбы за создание федерального университета на территории края.
Справка "РГ"
В Алтайском крае насчитывается 8 государственных вузов, 4 негосударственных и 24 филиала иногородних учебных заведений. В них обучается почти 96 тысяч студентов, половина из которых учится на платной основе. В этом году прием на бюджетное обучение составит 5670 мест, что на 150 мест меньше, чем в прошлом году, а выпускников школ стало меньше на 2677 человек. Из-за неэффективности отменен целевой прием студентов за счет средств краевого бюджета, но действует контрактно-договорная система оплаты обучения за счет средств работодателя.