Новости

19.06.2008 01:50
Рубрика: Культура

На фольклорной волне

Ансамбль "Ивушка" дотанцевался до 40-летия, а его руководитель - до звания народного артиста

На Тамбовщине появился свой народный артист России.

Званием "народного" отмечен Александр Поповичев - директор и художественный руководитель государственного ансамбля песни и танца "Ивушка".

Обладателем звания заслуженного артиста стал участник того же ансамбля Владимир Урюпин.

"Ивушка" появилась на волне создания народных самодеятельных ансамблей, которые должны были противостоять "тлетворному влиянию Запада". С той поры минуло ровно 40 лет. И выяснилось, что "па-де-де с народом" легко уживается и с "битлами", и с отечественным роком, а также с песнями и танцами других народов мира…

В 1991 году тамбовская "Ивушка" обрела статус государственного ансамбля, обзавелась собственным зданием, которое строилось, как говорится, всем миром. У ансамбля несчетное количество наград, он гастролировал в 25 странах мира. В общем-то, благополучная творческая карьера с неизбежными взлетами и падениями. "Честно говоря, - признается Поповичев, - были моменты, когда говорил себе: все, бросаю это дело, ухожу. Но срасталась новая программа, в ансамбль приходили молодые артисты, которым требовалась помощь, и я оставался..."

Сегодня в студии при "Ивушке" занимаются 250 детей, а всего за 40 лет существования через ансамбль прошло более 10 тысяч детей. Сам Поповичев увлекся танцами, когда учился в Липецке в профтехучилище. Тамошний ансамбль назывался "Трудовые резервы".

Российская газета: А как попали в "Ивушку"?

Александр Поповичев: В армии служил в ансамбле песни и пляски Московского военного округа, это была хорошая школа. А в 1968 году, после знаменитой "пражской весны" попал в ансамбль Центральной группы войск в Чехословакии. После службы вернулся в Липецк, и скоро Москва направила меня в распоряжение Тамбовского областного управления профтехобразования - руководить ансамблем "Ивушка". Друзья меня отговаривали, мол, "там, где кончается асфальт, там начинается Тамбов"... Но ничего, прижился, уже 36 лет работаю. В нашем репертуаре более четырех десятков живых хореографических постановок, еще больше хоровых произведений, и они постоянно обновляются. Свои программы мы стараемся делать как хореографические спектакли. Есть, например, программа "Рождество на Руси", где действуют царь Петр Первый, Снегурочка, другие традиционные персонажи. В Германии программа идет на немецком языке, да и в репертуаре у нас немало немецких народных песен.

РГ: А что для вас включает понятие "русское народное искусство"?

Поповичев: Трудно дать однозначное определение столь широкому понятию. Наверное, это те корни, которые еще сохранялись в моей бабушке, прабабушке. Я воспитывался в большой семье и помню, как и что они пели. Все они ходили в церковь, пели на несколько голосов. Сегодня этот пласт народной культуры исчез, но это не значит, что народное искусство кончилось. Оно принимает другие формы, ведь народное искусство многогранно. Развивается, скажем, городской романс, и провести четкую границу между искусством народным и ненародным трудно. Фольклор питает и современное искусство, и если, скажем, исполнители рока использует в своем творчестве народные мотивы, то это нормально…

Культура Театр Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Тамбовская область Тамбов