В Тамбове началась коммунальная война

В Тамбове началась настоящая коммунальная война между собственниками жилья и управляющими жилищными компаниями.

Дорогое ТСЖ

В начале лета в городе практически свернулась компания по созданию товариществ собственников жилья - ТСЖ. Еще весной она подогревалась стремлением попасть в программу капитального ремонта жилья за счет федеральных средств Фонда содействия реформирования ЖКХ. Обязательным условием для включения в программу стала максимально возможная передача управления домами в руки частных компаний, а еще лучше - создание ТСЖ. Тамбовские домоуправленцы поднатужились, провели разъяснительную кампанию среди собственников и худо-бедно набрали необходимый процент ТСЖ для получения средств из Фонда содействия.

Но скоро наступило разочарование. Оказалось, что товарищеская собственность ведет к удорожанию коммунальных платежей примерно на 20 процентов - в случае создания ТСЖ жильцы домов обязаны платить еще и налог на добавленную стоимость. А выгоды, которые ожидали от ТСЖ, собственникам пришлось отстаивать в суде. Причем не в товарищеском, а в мировом. Правда, судебные разбирательства жильцы, опираясь на действующее законодательство, как правило, выигрывают. В свою очередь коммунальщики все судебные издержки и всякого рода компенсации с лихвой компенсируют первой строкой коммунальной платежки - содержание и ремонт жилья.

Тайна первой строки

Домкому 400-квартирного дома по улице Астраханской Леониду Иваненко расшифровку первой строки платежки удалось получить только через суд. А когда он вчитался в нее, понял, почему расчеты, содержащиеся в справке, держатся в секрете от собственников.

Товарищеская собственность ведет к удорожанию коммунальных платежей примерно на 20 процентов

- В этой справке меня поразило то, что на текущий ремонт приходится более половины от общих затрат, которые идут на содержание дома, - делится "секретной информацией" Леонид Иваненко. - В год наш дом платит предприятию "Тамбовинвестсервис" один миллион 336 тысяч рублей. Из этой суммы 700 тысяч рублей берут за текущий ремонт, что явно больше реальных затрат, и я готов это доказать. Компания не выполнила договор, заключенный в декабре прошлого года, из 51 пункта исполнены от сила три десятка, и те некачественно. Многие работы коммунальщики вообще отказываются выполнять. Зато навесили на нас плату за содержание прилегающей к дому территории. Но двор нам не принадлежит, хотя мы за ним ухаживаем. Давайте платить за оказанные услуги, а не за мнимые. Скажем, за отопление наш дом платит 240 тысяч рублей. И эти затраты обоснованы, никто не возражает. Но столько же мы должны платить и за электроснабжение мест общего пользования, за пользование лифтом, и это явно завышенная плата. Управляющая компания нас не защищает, юристы "Тамбовинвестсервиса", которые находятся на нашем содержании, отстаивают в судах не интересы жильцов, а интересы компании.

Однако в сложившейся ситуации ответственны не только коммунальщики, но и сами собственники жилья. Создав ТСЖ, они по-прежнему считают, что кто-то за них что-то решит.

Так, много копий было сломано по поводу еще одной "темной" строки в квитанции - плата за электроснабжение пресловутых мест общего пользования. Власти города утверждали, что за освещение подъездов, чердаков и подвалов платит муниципалитет. Но справка, полученная домкомом Иваненко через суд, свидетельствует, что за общий свет, задолго до выхода Постановления Правительства РФ, платили жильцы, и эта сумма уже была заложена в первой строке квитанции. Узнав об этом, большинство собственников не поспешили оспорить через суд данную строку в квитанции.

Судебная практика

На недавнее собрание собственников жилья, на котором обсуждалась деятельность "Тамбовинвестсервиса", пришли не более пятидесяти человек. Собравшиеся внимательно выслушали обличительную речь домкома Иваненко, приняли к сведению основные ее пункты. Один из присутствующих поделился личным опытом отстаивания своих прав через суд. Судебная тяжба длилась год, прошло несколько заседаний, и, в конце концов, истец выиграл-таки дело. Суд обязал вернуть ему все, заплаченное по первой строке, и выплатить компенсацию за моральный ущерб. И только здесь собрание оживилось, а одна из собственниц робко поинтересовалась: "А мы? Кто нам заплатит?"

Реплика точно характеризует отношение жильцов к своему статусу собственников жилья. Они по-прежнему полагают, что их домами распоряжаются городские власти. И безропотно платят за текущий ремонт и протекающую крышу, за свет в подъезде и простаивающий лифт, за так называемую горячую воду, которая на самом деле теплая, за питьевую воду, которую главный санитарный врач пить не рекомендует. При этом убеждены, что при необходимости получат городскую поддержку.

Однако если прежде "мятежный домком" Людмила Ковергина, которая вот уже несколько лет регулярно выигрывает у коммунальщиков судебные процессы, наводила ужас на муниципальных чиновников, то сегодня те же чиновники ставят ее в пример за активную гражданскую позицию. Корреспонденту "РГ" чиновники заметили, что в настоящее время за коммунальные огрехи ответственен не муниципалитет, а частник в лице управляющих жилищных компаний. А последние, в свою очередь, стремятся попасть под крыло городских властей и сохранить свой муниципальный статус. Вот такой замкнутый круг, который можно разорвать пока только в суде, в который в последнее время все больше поступает заявлений от недовольных жильцов.

комментарий

Николай Требушкин, генеральный директор управляющей компании МУП "Тамбовинвестсервис":

- По действующему законодательству к концу этого года в жилом фонде города должно быть создано не менее десяти процентов ТСЖ и не менее 80 процентов домов должны будут обслуживаться частными управляющими компаниями. Однако создание ТСЖ идет туго, собственников пугает, что им придется платить налог на добавленную стоимость. Но что такое ТСЖ? Это общественная организация, которая не занимается извлечением прибыли. Что касается первой строки, то мы ее расшифровываем. В ней есть перечень обязательных работ и перечень работ дополнительных, которые могут быть выполнены по желанию жильцов за отдельную плату. Все определяется на общем собрании, в конечном итоге последнее слово остается за жильцами. Так, лифты относятся к общему имуществу жилого дома, и по закону за него платят все. А вот если собрание решит, что за ремонт кровли будут платить только жильцы верхних этажей, а за содержание подвалов жильцы первых, то так оно и будет.