19.06.2008 02:04
    Поделиться

    Шкала ростовского ученого позволит поставить диагноз почве

    Ростовский ученый Камиль Казеев выиграл грант Федерального агентства по науке и инновациям.

    - Сегодня не существует методики комплексной оценки эколого-биологического состояния почвы, - поясняет доктор географических наук профессор кафедры природопользования ЮФУ Камиль Казеев. - Оценивать принято по количественным критериям, химическим и физическим свойствам, но целостной картины это не дает. Такой показатель, как ПДК (предельно-допустимая концентрация), например, принят для всей страны, а почвы-то везде разные и содержат разное количество тяжелых металлов и вредных веществ. Скажем, на Урале есть места с так называемыми химическими аномалиями, где изначально имеется очень много меди, цинка, а люди там живут вполне нормально. Если брать за основу существующий ПДК, то можно прийти к выводу, что там все плохо, однако живые организмы приспосабливаются к таким условиям, человек в том числе. Выходит, показатель содержания химических элементов не дает объективного представления о состоянии почв. Мы предлагаем альтернативу - влияние антропогенных факторов на тест-объекты. Для этого выделили примерно 50 показателей, причем довольно простых и недорогих, чтобы их могли применять не только ученые, но и студенты, а также подготовленные специалисты. Никакого суперсовременного оборудования и напичканных им лабораторий не требуется.

    Есть и другой нюанс.

    - В позапрошлом году я выиграл грант того же федерального агентства для проведения исследования на тему "Биогеография и биологическая диагностика почв Юга России". Когда мы ездили со студентами по ЮФО, то поняли, что здесь представлены все виды почв, которые есть у нас в стране. Высоко в горах вы найдете аналог тундры; местные хвойные леса - аналог тайги, - вспоминает Казеев. - Поэтому хотя нынешнюю работу мы и будем проводить в границах Южного федерального округа, но использовать полученные результаты будет возможно в любом уголке страны.

    В прошлом году группа ученых под руководством Казеева изучала влияние выброса мазута на территории одной из воинских частей в Адыгее. Предстояло определить, до какого уровня следует провести рекультивацию, насколько глубоко снимать слой земли.

    - Используя свой комплексный подход, мы пришли к выводу, что около одного процента мазута можно оставить, он не влияет на живые организмы, - говорит Камиль Шагидуллович. - А химический способ нам бы не позволил дать подобное заключение. Нам дано два года на то, чтобы этот метод доработать и добавить ему прикладное значение. Тогда он будет полезен не только экологам, но и, к примеру, аграриям.

    Поделиться