Мурманская область может остаться без самых "народных", наиболее дешевых видов рыбы - сельди, путассу и сайки.
В рыбной отрасли Заполярья сложилась критическая ситуация. Нынешним летом сотни, а то и тысячи рыбаков могут остаться без работы, а регион недополучит около 60 тысяч тонн сельди, 39 тысяч тонн сайки и 15 тысяч тонн путассу. Чем вызвана сложившаяся ситуация, попытался выяснить корреспондент "РГ".
Оказалось, что одна из основных причин "рыбного" кризиса - немотивированный рост цен на дизельное топливо. Именно из-за этого промышленный лов рыбы становится невыгодным. Например, в течение 2007 года горючее подорожало с 17 тысяч 600 рублей до 27 тысяч 800 рублей за одну тонну. Впрочем, топливная составляющая - не единственное, что мешает рыбакам.
Вторая проблема - износ судов мурманского рыбопромыслового флота. По оценкам экспертов, общий износ судов составляет около 70 процентов. Очевидно, что устаревшие траулеры потребляют гораздо больше горючего, чем новые или модернизированные. При такой дороговизне топлива выходить на развалюхах в море за дешевой рыбой, поставляемой на внутренний российский рынок, - все равно, что носить воду решетом. Сейчас большому морозильному траулеру только для покрытия затрат нужно производить в сутки около 40 тонн сельди при мощности в 55-60 тонн. Какая уж тут рентабельность.
- Даже если рост цен будет остановлен, все равно нам невыгодно ловить селедку, - рассказал в беседе с корреспондентом "РГ" исполнительный директор одной из мурманских рыбопромышленных компаний Николай Карлин. - Наши современные пароходы, которые в сутки могут вылавливать более 200 тонн рыбы, при таких ценах на топливо будут в очень незначительном плюсе. А устаревшие - вообще останутся в убытке. Так что, если не дождемся помощи от властей, промысел дешевой рыбы придется прекращать.
По словам промысловиков, ценовые "ножницы" приходится компенсировать за счет промысла более дорогих видов рыбы - трески и пикши. Однако квоты на них уже освоены более чем наполовину. При нынешних уловах можно рассчитывать, что к ноябрю квоты иссякнут полностью, и флот окажется в простое. Аналогичная ситуация сложилась практически во всех рыбопромышленных предприятиях региона. В том числе и на судах прибрежного промысла. Поскольку поставлять охлажденную рыбу на берег в теперешних условиях гораздо дороже, чем мороженое сырье, прибрежное рыболовство рискует обанкротиться.
Естественно, что все вышеперечисленные проблемы, а именно - дорожающее топливо и стареющий флот - делают утопичными обещания чиновников от рыболовства вернуть мурманские траулеры в родной порт.
С января 2009 года наши рыбаки обязаны будут декларировать всю рыбу, выловленную в исключительной экономической зоне России, в своих портах. Руководители местных рыбопромысловых компаний, с кем довелось поговорить корреспонденту "РГ", в один голос уверяли: на практике это приведет к дополнительным затратам на переходы. А если прибавить к этому неминуемые простои в мурманском порту, то ловить рыбу вообще станет невыгодным делом. Или стоимость этих затрат придется вбивать в цену рыбопродукции.
Кроме того, многочисленные специалисты сомневаются, что порт Мурманск будет в состоянии обслужить большое количество судов. Топлива для бункеровки траулеров в рыбном порту недостаточно уже сегодня. Чего же ожидать будущей зимой, когда сюда направятся флотилии? Тут уже не приходится говорить ни о модернизации до предела изношенного флота, ни о развитии порта, ни о реанимации береговой рыбопереработки, которая до сих пор находится в плачевном состоянии.
Упадок рыбной отрасли уже сказывается на объемах вылова. В 2007 году путассу мы выловили на 31 процент меньше по сравнению с 2006 годом, а донных видов водных биоресурсов - на 20 процентов.
Правда, есть и успех: вылов атлантической сельди вырос на 37 процентов. Но дороговизна топлива сводит это достижение на нет. И если флот не модернизировать, неминуемо начнет падать размер квот, так как он зависит от количества добытой рыбы и от числа работающих пароходов.
Выход, по мнению рыбаков, может быть только один - государственная компенсация части расходов на топливо или отмена платы за биоресурсы. Мурманские рыбаки в очередной раз намерены обратиться в областную Думу. По их мнению, наши депутаты должны выйти с законодательной инициативой к нижнюю палату парламента, чтобы защитить не только рыбаков, но и рядовых граждан, покупающих дешевую рыбу.
Олег Онискевич, исполняющий обязанности руководителя департамента рыбной промышленности Мурманской области:
- Мы вряд ли сможем что-то предпринять в этой ситуации. Выделить средства на компенсацию стоимости топлива из областного бюджета нереально - он уже сверстан. Искать выход должен федеральный центр. Необходимо предоставлять субвенции либо поставщикам горючего, либо рыбакам. В адрес правительства России уже направлено письмо, но ответа пока нет. Надо отметить, что есть проблемы с поставками топлива даже по таким высоким ценам. Мало того, что его не хватает, так еще и качество не очень хорошее.