Саратовские власти ищут способы сократить кражи металла

Местные и региональные власти ищут новые способы борьбы со старым злом - массовыми хищениями черного и цветного металла.

На линии - профессионалы

За пять месяцев года в области произошло 858 краж металла. Это на треть меньше, чем за тот же период прошлого года. Однако раскрыть удалось лишь чуть более пятисот преступлений.

Как объяснил корреспонденту "РГ" начальник управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка ГУВД по Саратовской области Александр Жирнов, далеко не всегда о кражах удается узнать сразу.

- Информацию порой мы получаем спустя недели и даже месяцы, - говорит Александр Жирнов. - Дело в том, что, например, линии электропередач проверяются только два раза в год. И если они не обслуживаются, то "по горячим следам" преступление уже не раскрыть.

Воруют сегодня любой металл, возле которого не стоит сторож с ружьем. Рабочий одного из предприятий Балашова украл сразу пять крышек канализационных люков, принадлежащих его же организации. В Балаково парень стащил 17 метров кабеля одного из нефтяных предприятий. Летом больше всего страдает сельхозтехника - поливальные установки, сеялки, а также имущество садоводческих кооперативов.

Повышенный интерес у любителей металла возник и к железнодорожным путям. Например, только на Ртищевском отделении Юго-Восточной железной дороги в прошлом году было больше двухсот случаев хищения металла. В отличие от знаменитого чеховского персонажа, современные злоумышленники утащили не гайку, а рельсы, детали вагонов и верхнего строения путей. Всего украли 81 тонну металла на миллион рублей.

В год исчезают почти бесследно сотни тонн проводов. Их срезают по два-три километра за раз! А ведь для того, чтобы снять провода, нужно специальное оборудование, которое может быть только у энергетиков. Так что создается впечатление, что и здесь работают профессионалы.

Почему же хищения металла приобрели такой массовый характер?

Преступление с недовесом

Пострадавшие организации винят во всем бесконтрольный прием металлолома частными лицами. Например, только на территории Ртищевского района более 40 легальных и нелегальных пунктов по приему металлолома. А сколько всего нелегалов трудится на сборе чаще всего ворованного металла, сказать не берется никто. В этом году, например, сотрудники правоохранительных органов выявили порядка трехсот фактов нелегальной приемки и перевозки металлов.

- Штрафы для граждан за нелегальный прием металла очень небольшие - от пятисот до двух с половиной тысяч рублей, они легко покрываются прибылью, это и приводит к тому, что на месте закрытых пунктов скоро появляются новые, - сетует Александр Жирнов.

К уголовной ответственности всех нелегальных приемщиков привлечь нельзя. Для этого необходимо доказать, что сумма незаконно полученного дохода превысила 250 тысяч рублей. Сделать это очень непросто: в гаражах не ведется бухгалтерия, а обнаруженный металл по весу, как правило, не превышает 100-300 килограммов. А ведь все это в конечном итоге отправляется и в легальные пункты, к которым, кстати, у специалистов масса претензий.

Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель министра промышленности и энергетики области Владимир Белгородский, легальной деятельностью на рынке черного и цветного металла в области занимаются 80 юридических и физических лиц на 173 участках. При этом за пять месяцев было прекращено действие 21 лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов. 

Татьяна Крылова, начальник отдела комитета охраны окружающей среды и природопользования области отметила, что почти все эти предприятия работают с нарушением природоохранного законодательства: нет лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, нет оборудованного ливнестока на площадке приема и сортировки лома, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу никак не контролируются.

Обеспокоены в министерстве и тем, как будет развиваться ситуация в дельнейшем. Ведь в связи с ликвидацией ряда административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности проверки теперь будут проводиться только раз в три года (кроме налоговых органов). Внеплановая ревизия возможна лишь для выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, и только по согласованию с прокурором.  

В связи с этим в правительстве ищут способы, как справиться с хищениями. Один из них предложил заместитель главы администрации Энгельсского района Виктор Карташов на заседании межведомственной комиссии.

- Мы еще в конце прошлого года говорили о том, что нужно запретить прием черного и цветного лома за наличные деньги и от физических лиц, - заявил он в беседе с корреспондентом "РГ". - Если хочет человек что-то сдать - пусть открывает счет в банке. Уверен, это бы остановило многих расхитителей металла.

Необходимо выработать и более жесткое отношение к ассортиментному перечню того, что можно принимать, а что нельзя. А то ведь перечень утвержден, но крышки от канализационных люков граждане как сдавали, так и сдают. Сначала - в гаражи, а потом оттуда все в итоге приходит к лицензиатам.

Компетентно

Владимир Пантелеев, заместитель начальника милиции общественной безопасности ГУВД по Саратовской области:

- Ответ на вопрос, что делать, прост: если не будут принимать, не будут и воровать. За примерами далеко ходить не надо. В Казани, например, запретили принимать металл всем, кроме четырех лицензированных организаций. Почему бы сейчас нам не пойти по такому же пути: объявить конкурс и ограничить количество пунктов приема и переработки металла несколькими наиболее добросовестными предприятиями - теми, кто уже давно этим делом занимается? И, конечно, необходимо вносить изменения в законодательство. Например, определить в качестве крупного размера незаконно полученного дохода не 250 тысяч, а пять тысяч рублей, особо крупный - в 25 тысяч.