19.06.2008 00:30
    Поделиться

    Рок-опера на стихи Евгения Евтушенко разочаровала екатеринбуржцев

    В Екатеринбурге, как говорят, "с гастролями", побывал Евгений Евтушенко - едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт ХХ века.

    Один из вождей литераторов-"шестидесятников" наряду с Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским, Окуджавой, он стал одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи. В середине прошлого века на его выступления собирались тысячные толпы народа. Но 75-летний поэт решил и XXI век удивить: Евгений Евтушенко вышел на сцену как исполнитель роли cамого себя в рок-опере "Идут белые снеги…".

    Сама история появления на свет рок-оперы (еще Евгений Александрович определяет его жанр красивым, но загадочным для большинства термином "поэтория"), длинна и интригующа.

    - 25 лет назад ко мне пришел молодой композитор, выпускник консерватории Глеб Май и принес рабочую запись рок-оперы "Исповедь", написанной по моим стихам. Мне музыка понравилась, а стихи, написанный в разные годы, были подобраны Глебом Маем идеально и выстраивали единую, целостную композицию. Пластинка была записана в 1980 году. В записи принял участие струнный ансамбль Большого театра. Я читал текст. Пластинка вышла тиражом около двух миллионов. Он был продан, его воровали, переписывали...

    - А когда пару лет назад мы повстречались с Евгением Александровичем, он сказал, что если бы была написана вторая часть к "Исповеди", то из этого вполне могла бы получиться опера. Вот так она и была создана, - дополняет рассказ композитор. - Спектакль "Идут белые снеги..." - это уникальный проект, в котором собраны самые известные стихотворения Евтушенко.

    Премьера рок-оперы состоялась в декабре прошлого года в спорткомплексе "Олимпийский", который вмещает 18 тысяч зрителей. Рекламы перед премьерой было много. Рецензий после - ни одной. Что, согласитесь, заинтриговывало. Неужели музыкальные критики все разом потеряли дар речи, потрясенные масштабом произведения? Но россиянам повезло - им предоставили возможность составить собственное непредвзятое мнение об "уникальном проекте". В начале июня было объявлено о гастрольном туре по десяти российским городам, Екатеринбург стал вторым после Санкт-Петербурга.

    Режиссер-постановщик Николай Лактионов поставил масштабное действо с использованием видеороликов, фотографий, цирковых номеров, современного танца и, наконец, самого поэта в качестве чтеца собственных стихов. На московской премьере за музыкальный ряд отвечали симфонический оркестр (музыканты Юрия Башмета), мужской хор (Московской патриархии) и специально созданная рок-группа. На сцене была высажена березовая роща в натуральную величину и обустроен остров. В нашем, "выездном" варианте ничего подобного не было.

    - Конечно, это не совсем то, что мы представляли в Москве, но мы будем стараться поэзией восполнять отсутствие декораций и видеоряда, - пообещал Евтушенко.

    Примерно минут через 15 после начала зрители начали пробираться к выходу из большого зала киноконцертного театра "Космос", а я наконец поняла, почему молчали критики. Им еще повезло - они хотя бы на березки полюбовались. В выездном варианте декорации были представлены экраном и сборной мебелью. На экране мелькал простенький необязательный видеоряд - пейзажи, распускающиеся бутоны и пр. Невнятное либретто, построенное по принципу нанизывания бусин. Кто, скажите на милость, без программки, которой не было, мог догадаться, что помимо Поэта на сцене присутствуют Душа, Рок, Память, Лирический герой и Любимая? Музыка, написанная четверть века назад, теперь вряд ли "выстрелила" хитами (тем более что когда-то музыку к одной из поэм Евтушенко писал сам Шостакович!). Но особенно мешал восприятию "балет" - изыски хореографа и техника "балерин" смутили бы даже покладистых завсегдатаев второсортного варьете.

    И боже мой, как неуместен был в этом "проекте века" сам Поэт, который неловко, с краешку, пристраивался со своим "чтением" к самозабвенным вокализам профессиональных рокеров и актеров!

    Но зрители, выбирающиеся из зала, все-таки вряд ли были в претензии. Они шли на Евтушенко - и мудрый Евтушенко перед началом спектакля целый час просто разговаривал с публикой, читал свои стихи, уперев руки в бока невиданной расписной рубахи. Говорил, что он по нас соскучился и что ему хорошо с нами. Пел про "желтую субмарину" и заставлял подпевать ему хором. Спускался в зал и читал лирические стихи, гладя в глаза смущенным и счастливым своей избранностью слушательницам. И его стихи были слышны и понятны - от первого до последнего слова. Его одиночество на сцене было органично, потому что Евтушенко - вне ансамбля. Он - единственный. Такие, как он, не поют хором. Им не нужна группа поддержки, даже если это рок-группа. Все свои роли - пророка и гения, изгоя и баловня судьбы, борца и конформиста, гражданина мира, до сих пор сердцем живущего на сибирской станции Зима, молодого до белой зависти старика - он за час сыграл сам. Или прожил.

    И все же. Причина, по которой Евтушенко "подписался" на участие в звонком проекте, достойна всяческого уважения и снимает многие претензии.

    - Не скрою, что жанр рок-оперы выбран в основном ради того, чтобы достучаться до нашей молодежи, чтобы поколение, рожденное в смутное время конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века, приобщилось к поэзии, - признался Евгений Александрович. - Может, сейчас и не так много больших поэтов, но русская поэзия ведь никуда не исчезла. Достаточно одного свежего дуновения, чтобы ее разбудить. Как-то после долгого отсутствия в России я вернулся на свою дачу в Переделкино и едва не расплакался, увидев, как под мокрым весенним снегом все яблони пригнулись к земле, словно плачущие ивы. Я сразу же полез в сырые сугробы и стал стряхивать снег с деревьев. Каково же было мое удивление, когда на следующее утро мои бедные яблони были осыпаны белыми цветами! Надеюсь, такое же чудо произойдет и с поэзией, если приложить хоть какие-то усилия к ее оживлению.

    Поделиться