Новости

19.06.2008 04:15
Рубрика: Экономика

Такса кусается

Цена автобусного билета, оказывается, зависит и от того, насколько умело руководят АТП

Проверка, проведенная областной контрольно-счетной палатой в одном из ярославских автотранспортных предприятий, показала, что цена билета на проезд в городском автобусе зависит от эффективности хозяйствования руководства АТП.

Еще в конце марта власти Ярославля заговорили о том, что они планируют увеличить с 1 июля нынешнего года тарифы на проезд в общественном транспорте на 25 процентов. Сегодня стоимость одной поездки в городском автобусе, троллейбусе и трамвае составляет восемь рублей, на маршрутном такси - двенадцать. Если инициатива отцов города будет реализована, то автобусно-троллейбусные билеты подорожают до 12 рублей, а проезд на маршрутке - до 15.

Директор департамента финансов мэрии Андрей Данц аргументирует принятие непопулярного решения тем, что в настоящее время назрела необходимость поддержать муниципальные автотранспортные предприятия, поскольку их убытки растут, в том числе и потому, что сегодня общественным транспортом пользуются немало льготников, которым, как известно, проезд обходится намного дешевле. В Ярославле, например, месячный проездной билет для пенсионеров стоит 120 рублей, и пока удорожать его не планируется.

У частника рубль длиннее

Есть и еще одна причина, которая, по мнению Андрея Данца, заставляет говорить о необходимости повышения тарифов: это низкая заработная плата водителей муниципальных ПАТП. Не секрет, что именно поэтому многие из них увольняются и идут на службу к тому же частнику, у которого заработать можно на порядок больше. Экономист муниципального предприятия "ПАТП?1" Валентина Сахарова сообщила корреспонденту "РГ", что за последние несколько лет только с их предприятия уволились 112 человек, по этой причине уменьшилось количество машин, выходящих на улицы города в часы пик. Если в недавнем прошлом их было 172, то сегодня - 154.

- Пассажирские перевозки убыточны во всех странах, - утверждает Валентина Александровна, - дотации из бюджетов на покрытие этих убытков составляют солидные суммы. Но по-другому не получается, ведь кто-то должен платить за льготников.

Действительно, суммы, которые из бюджетов всех уровней тратятся на дотации пассажирским автотранспортным предприятиям, исчисляются сотнями миллионов рублей. Однако далеко не всегда они используются действительно по-хозяйски. Это подтверждают результаты недавней проверки финансово-хозяйственной деятельности областного ГУП "Ярославское автотранспортное предприятие". С ревизией по просьбе депутатов туда выехали представители областной контрольно-счетной палаты, и председатель КСП Елена Морозова рассказала на заседании депутатской комиссии об итогах проведенной проверки.

Где бензин дороже

Елена Борисовна прямо указала на факты нецелевого расходования бюджетных средств. С цифрами в руках она доказывала, что руководство АТП не очень-то и заботилось о рациональном их использовании. Вот лишь несколько примеров.

Как известно, пока без горючего наши автобусы ездить не могут. Поэтому АТП заключило договоры на поставку нефтепродуктов с несколькими коммерческими предприятиями. Казалось бы, рачительный хозяин должен был иметь дело с тем из них, которое предлагало наиболее выгодную цену, но по непонятным причинам АТП покупает у этой компании менее 50 процентов от общего количества необходимого горючего, а 15 июня 2007 года и вовсе прекращает с ней все коммерческие отношения. Вот что пишут в итоговой справке об этом сами контролеры: "Сравнительный анализ цен показал, что за период 2006 - 2007 годов только на приобретение топлива по завышенным ценам предприятием было неэффективно израсходовано 732,718 тысячи рублей".

Интересен и другой факт, на который также указывают сотрудники областной контрольно-счетной палаты. У АТП для доставки горючего имелись два бензовоза и одна автоцистерна, и до 2007 года они вполне успешно справлялись с возложенной на них задачей по перевозке топлива. Но в 2007 году руководство АТП заключает договор с индивидуальным предпринимателем, который обязуется сам его возить. За эту работу ему согласно имеющимся актам было выплачено 32 тысячи рублей. И все бы ничего, если бы не одно "но": топливо и смазочные материалы на предприятие доставлялись не индивидуальным предпринимателем, а... по-прежнему транспортом АТП.

Минусовый эффект

Кроме этих грешков сотрудники КСП обнаружили, что показанные АТП убытки от осуществления пригородных и межмуниципальных перевозок явно завышены, а ведь они покрывались за счет областного бюджета. Вскрылись также и другие факты неэффективной хозяйственной деятельности. Так, легковые автомобили, арендованные АТП, "скушали" в 2006 году более 250 тысяч казенных рублей, а в 2007 году - около 130 тысяч.

- Кроме того, - отмечают контролеры, - значительная часть легковых автомобилей использовалась для внутрихозяйственных нужд. Машины были закреплены за директором АТП, заместителями директора, председателем профсоюзного комитета и другими ответственными лицами. Затраты от их эксплуатации составили в 2006 году более трех миллионов рублей. Примерно столько же на них израсходовано в прошлом году.

Вывод из всего сказанного напрашивается один: властям, прежде чем принять решение о повышении стоимости проезда в городских автобусах и маршрутках, нелишне сначала детально проанализировать, насколько эффективно работают государственные автотранспортные предприятия. Кто знает, может быть, дешевле будет продать какие-то из них коммерсантам, ведь, как показывает деятельность тех же частных предпринимателей, которые занимаются внутригородскими перевозками, дело это вовсе не такое убыточное, как об этом зачастую говорится с высоких трибун. К слову, многие частники не отказываются перевозить и льготников, но только при условии, если городской и областной бюджеты будут своевременно рассчитываться с ними за эту услугу.

Между тем

В конце июня подорожает общественный транспорт во Владимире. Согласно постановлению губернатора области Николая Виноградова "Об установлении предельных тарифов на перевозку пассажиров электрическим и автомобильным транспортом в городском сообщении в г. Владимире" в областном центре устанавливается предельный тариф на перевозку пассажиров троллейбусами и автобусами, в том числе микроавтобусами (длиной до 5,5 метра), в размере 10 рублей за одну поездку. При перевозках в ночное время - с 23-00 до 6-00 - тариф может повышаться до 15 рублей. Предельный размер платы за провоз одного места багажа - 15 рублей.

Своим постановлением руководитель области фактически уравнял в правах троллейбусный и автобусный транспорт. До сих пор поездка в троллейбусе обходилась горожанину в 7 рублей, в автобусе - в 8 рублей. Традиционный разрыв в один рубль существовал на протяжении ряда последних лет и поддерживал порядком изношенный троллейбусный парк города. Люди победнее, особенно пенсионеры, ждали на остановках троллейбус. Нововведение, по мнению ряда наблюдателей, может снизить популярность электротранспорта среди населения.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль