19.06.2008 03:15
    Поделиться

    Цена автобусного билета, оказывается, зависит и от того, насколько умело руководят АТП

    Проверка, проведенная областной контрольно-счетной палатой в одном из ярославских автотранспортных предприятий, показала, что цена билета на проезд в городском автобусе зависит от эффективности хозяйствования руководства АТП.

    Еще в конце марта власти Ярославля заговорили о том, что они планируют увеличить с 1 июля нынешнего года тарифы на проезд в общественном транспорте на 25 процентов. Сегодня стоимость одной поездки в городском автобусе, троллейбусе и трамвае составляет восемь рублей, на маршрутном такси - двенадцать. Если инициатива отцов города будет реализована, то автобусно-троллейбусные билеты подорожают до 12 рублей, а проезд на маршрутке - до 15.

    Директор департамента финансов мэрии Андрей Данц аргументирует принятие непопулярного решения тем, что в настоящее время назрела необходимость поддержать муниципальные автотранспортные предприятия, поскольку их убытки растут, в том числе и потому, что сегодня общественным транспортом пользуются немало льготников, которым, как известно, проезд обходится намного дешевле. В Ярославле, например, месячный проездной билет для пенсионеров стоит 120 рублей, и пока удорожать его не планируется.

    У частника рубль длиннее

    Есть и еще одна причина, которая, по мнению Андрея Данца, заставляет говорить о необходимости повышения тарифов: это низкая заработная плата водителей муниципальных ПАТП. Не секрет, что именно поэтому многие из них увольняются и идут на службу к тому же частнику, у которого заработать можно на порядок больше. Экономист муниципального предприятия "ПАТП?1" Валентина Сахарова сообщила корреспонденту "РГ", что за последние несколько лет только с их предприятия уволились 112 человек, по этой причине уменьшилось количество машин, выходящих на улицы города в часы пик. Если в недавнем прошлом их было 172, то сегодня - 154.

    - Пассажирские перевозки убыточны во всех странах, - утверждает Валентина Александровна, - дотации из бюджетов на покрытие этих убытков составляют солидные суммы. Но по-другому не получается, ведь кто-то должен платить за льготников.

    Действительно, суммы, которые из бюджетов всех уровней тратятся на дотации пассажирским автотранспортным предприятиям, исчисляются сотнями миллионов рублей. Однако далеко не всегда они используются действительно по-хозяйски. Это подтверждают результаты недавней проверки финансово-хозяйственной деятельности областного ГУП "Ярославское автотранспортное предприятие". С ревизией по просьбе депутатов туда выехали представители областной контрольно-счетной палаты, и председатель КСП Елена Морозова рассказала на заседании депутатской комиссии об итогах проведенной проверки.

    Где бензин дороже

    Елена Борисовна прямо указала на факты нецелевого расходования бюджетных средств. С цифрами в руках она доказывала, что руководство АТП не очень-то и заботилось о рациональном их использовании. Вот лишь несколько примеров.

    Как известно, пока без горючего наши автобусы ездить не могут. Поэтому АТП заключило договоры на поставку нефтепродуктов с несколькими коммерческими предприятиями. Казалось бы, рачительный хозяин должен был иметь дело с тем из них, которое предлагало наиболее выгодную цену, но по непонятным причинам АТП покупает у этой компании менее 50 процентов от общего количества необходимого горючего, а 15 июня 2007 года и вовсе прекращает с ней все коммерческие отношения. Вот что пишут в итоговой справке об этом сами контролеры: "Сравнительный анализ цен показал, что за период 2006 - 2007 годов только на приобретение топлива по завышенным ценам предприятием было неэффективно израсходовано 732,718 тысячи рублей".

    Интересен и другой факт, на который также указывают сотрудники областной контрольно-счетной палаты. У АТП для доставки горючего имелись два бензовоза и одна автоцистерна, и до 2007 года они вполне успешно справлялись с возложенной на них задачей по перевозке топлива. Но в 2007 году руководство АТП заключает договор с индивидуальным предпринимателем, который обязуется сам его возить. За эту работу ему согласно имеющимся актам было выплачено 32 тысячи рублей. И все бы ничего, если бы не одно "но": топливо и смазочные материалы на предприятие доставлялись не индивидуальным предпринимателем, а... по-прежнему транспортом АТП.

    Минусовый эффект

    Кроме этих грешков сотрудники КСП обнаружили, что показанные АТП убытки от осуществления пригородных и межмуниципальных перевозок явно завышены, а ведь они покрывались за счет областного бюджета. Вскрылись также и другие факты неэффективной хозяйственной деятельности. Так, легковые автомобили, арендованные АТП, "скушали" в 2006 году более 250 тысяч казенных рублей, а в 2007 году - около 130 тысяч.

    - Кроме того, - отмечают контролеры, - значительная часть легковых автомобилей использовалась для внутрихозяйственных нужд. Машины были закреплены за директором АТП, заместителями директора, председателем профсоюзного комитета и другими ответственными лицами. Затраты от их эксплуатации составили в 2006 году более трех миллионов рублей. Примерно столько же на них израсходовано в прошлом году.

    Вывод из всего сказанного напрашивается один: властям, прежде чем принять решение о повышении стоимости проезда в городских автобусах и маршрутках, нелишне сначала детально проанализировать, насколько эффективно работают государственные автотранспортные предприятия. Кто знает, может быть, дешевле будет продать какие-то из них коммерсантам, ведь, как показывает деятельность тех же частных предпринимателей, которые занимаются внутригородскими перевозками, дело это вовсе не такое убыточное, как об этом зачастую говорится с высоких трибун. К слову, многие частники не отказываются перевозить и льготников, но только при условии, если городской и областной бюджеты будут своевременно рассчитываться с ними за эту услугу.

    Между тем

    В конце июня подорожает общественный транспорт во Владимире. Согласно постановлению губернатора области Николая Виноградова "Об установлении предельных тарифов на перевозку пассажиров электрическим и автомобильным транспортом в городском сообщении в г. Владимире" в областном центре устанавливается предельный тариф на перевозку пассажиров троллейбусами и автобусами, в том числе микроавтобусами (длиной до 5,5 метра), в размере 10 рублей за одну поездку. При перевозках в ночное время - с 23-00 до 6-00 - тариф может повышаться до 15 рублей. Предельный размер платы за провоз одного места багажа - 15 рублей.

    Своим постановлением руководитель области фактически уравнял в правах троллейбусный и автобусный транспорт. До сих пор поездка в троллейбусе обходилась горожанину в 7 рублей, в автобусе - в 8 рублей. Традиционный разрыв в один рубль существовал на протяжении ряда последних лет и поддерживал порядком изношенный троллейбусный парк города. Люди победнее, особенно пенсионеры, ждали на остановках троллейбус. Нововведение, по мнению ряда наблюдателей, может снизить популярность электротранспорта среди населения.

    Поделиться