С 1 июня все авиакомпании, являющиеся членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), перешли на электронные билеты. Новые технологии позволяют россиянам экономить время как при покупке билета, так и в процессе полета. Немного омрачить радость может отсутствие на электронном билете печати и даже цифровой подписи, что затрудняет отчет сотрудников, служебная поездка которых оформлена через Интернет.
Международная ассоциация воздушного транспорта предписала всем авиакомпаниям к июлю 2008 года полностью перейти на электронное оформление пассажирских авиаперевозок. В связи с этим минтрансу пришлось принять экстренные меры, ведь в планах этого ведомства никак не стояло исключение России из международных отраслевых ассоциаций и глобальных авиационных альянсов. Нетрудно догадаться, что после того как международные компании поставили практически ультиматум, у нас в первую очередь должен был появиться электронный авиабилет. Так и произошло: форма e-ticket утверждена приказом минтранса от 8 ноября 2006 г. N 134, правда, минюст зарегистрировал его только 24 января 2007 года. Суть документа сводится к тому, что турист вполне может обойтись только своим паспортом. Его нужно просто предъявить на стойке регистрации в аэропорту, получить посадочный талон - и в путь-дорогу. Вместе с тем путешественнику, не особенно доверяющему виртуальной реальности, по требованию в кассе дадут дубликат билета на специальном бланке. Кстати, у пассажира на данный момент есть выбор: если он даже при покупке билета в кассе выберет распечатку, а не оформление на бланке строгой отчетности, то полет ему в итоге обойдется дешевле: авиакомпании установили сервисный сбор за добровольное переоформление электронного билета на традиционный, который в среднем составляет рублевый эквивалент 10 евро.
Кто хотя бы раз был направлен в служебную командировку, прекрасно знают, насколько трепетно бухгалтерия относится к сопутствующим ей документам. Ведь согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе и расходы на командировки. При этом пункт 1 статьи 252 Кодекса определяет, что они непременно должны быть обоснованы и, что немаловажно, документально подтверждены. С обычным билетом все понятно - это бланк финансовой отчетности, то есть документ, который ясно говорит о том, что его владелец является пассажиром. С электронным несколько сложнее. Да, в нем указан маршрут следования пассажира и даже во сколько ему обошелся перелет. Но... Это всего лишь распечатка на самом простом принтере. Соответственно нет на нем ни печати, ни цифровой подписи. Из письма минфина от 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239 следует, что ничего страшного в этом нет. В документе четко сказано: "Если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами "...могут являться, по нашему мнению, распечатка электронного документа (авиабилет) на бумажном носителе и посадочный талон". При этом сами талоны нужно беречь как зеницу ока, поскольку их дубликаты попросту не выдаются.
Еще одна проблема кроется в том, что названные документы сами по себе не подтверждают понесенные затраты на покупку билета. Здесь возможно несколько вариантов. Для начала можно просто обменять, естественно с доплатой, электронный билет на его бумажного собрата, оформленного на спецбланке. При таком раскладе, безусловно, будут сняты практически все вопросы налоговой инспекции, и ради этого, конечно, можно выбросить 10 евро на ветер. Это будет своего рода плата за спокойствие. Однако в ситуациях, когда компания регулярно отправляет своих сотрудников в командировки, статья "ветреных" расходов может оказаться немалых размеров.
По мнению юриста отдела бухгалтерского и налогового консультирования ООО "Бейкер Тилли Русаудит" Екатерины Смирновой, если организация оплачивает билет сотрудника со своего счета, то перестраховываться и тратить с этой целью лишние средства - непростительная роскошь. Ведь в данном случае у бухгалтерии в наличии будут выписка по банковскому счету, платежное поручение, которые в полной мере подтверждают факт оплаты перелета.
В свою очередь, руководитель отдела "Налог на прибыль" компании "Бератор" Людмила Буданова отмечает, что в случаях, когда командированный работник приобретает билет самостоятельно, все-таки потребуются дополнительные документы. Так, нужно проинструктировать работника, что при покупке e-tickets в офисах авиакомпаний как за наличные, так и посредством пластиковой карточки, нужно в обязательном порядке получить кассовый чек. Его необходимо приложить к отчету о командировке. Иначе транспортные расходы придется погашать за счет чистой прибыли организации.
Тематические страницы "НАЛОГИ" - совместный проект "Российской газеты",
ИГ "Бератор" и группы компаний "Нексиа Пачоли"