Двухдневный "кризисный саммит" Евросоюза в четверг начал свою работу в Брюсселе. Лидерам 27 стран Евросоюза предстоит ответить на нелегкие вопросы, вставшие перед Европой после провала ирландского референдума о судьбе Лиссабонского договора о реформах ЕС. Главный из них: что делать дальше?
Отказ ирландцев ратифицировать "мини-конституцию", сравнимый с мощным политическим землетрясением, поставил ЕС на грань нового кризиса, обещая похоронить главный европейский проект последнего десятилетия. Проект, который бы превращал Евросоюз в некое подобие общеевропейской федерации со своим президентом, министром иностранных дел и законодательным собранием. Проект, в который вложено столько времени, средств и сил ключевых игроков "сборной Европы": Германии, Франции, Италии, Испании. Сколько промучилась Европа с этим договором только в прошлом году, преодолевая отчаянное сопротивление поляков, чехов и англичан!
Причем ирландский "обвал" случился как раз в тот момент, когда до заветной цели ЕС, казалось, оставалось всего несколько шагов. Из 27 стран ЕС восемнадцать уже ратифицировали договор. До конца года планировалось завершить весь процесс, и тогда с января 2009-го Европа начинала бы новую жизнь.
Что делать в этой кризисной ситуации с Ирландией, с самим Лиссабонским договором, с его дальнейшей ратификацией? Что делать дальше с самим ЕС? Судя по всему, "твердое ядро" ЕС: Германия, Франция, Италия, Испания с примкнувшей к ним Великобританией намерены бороться за сохранение конституции. В знак своей приверженности реформам Лондон в столь критический для единой Европы момент буквально накануне саммита в спешном порядке ратифицировал Лиссабонский договор, давая тем самым понять, что он остается на капитанской палубе. Произошло это в тот момент, когда консерваторы из лагеря оппозиции настойчиво требовали от правительства проведения общенационального референдума по Лиссабонскому договору. Исход британского референдума вполне мог быть аналогичным ирландскому.
Ожидается, что по итогам саммита лидеры Европы выскажутся в поддержку завершения процесса ратификации всеми оставшимися членами ЕС. Однако есть в Евросоюзе и "слабые звенья". В частности, Чехия и Польша, где до сих пор сложности создают президенты-евроскептики. Так, президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что считает негативный исход референдума в Ирландии по Лиссабонскому договору "победой демократии и разума над европейской бюрократией".
По мнению аналитиков, лидеры ЕС все же попытаются убедить Дублин организовать повторный референдум по конституции, как это уже было в Ирландии с Договором Ниццы, который ее граждане сначала отвергли в ходе плебисцита в 2001 году, а затем годом позже проголосовали за него на референдуме. Не исключено, что новый референдум может состояться в первом полугодии 2009 года. При этом Лиссабонский договор могут сопроводить отдельной декларацией, отражающей беспокойство ирландцев.