23.06.2008 02:00
Поделиться

Тимур Бекмамбетов научился делать фильмы по-голливудски безмысленными


Российская премьера фильма Тимура Бекмамбетова. Фоторепортаж Сергея Куксина

В новом фильме "Особо опасен", большая премьера которого состоялась в Москве, режиссер Тимур Бекмамбетов, рассказывая о братстве ткачей, запутался в ниточках. В том числе и в сюжетных.

Многие, бродя по просторам Интернета и пересекаясь там со случайными людьми, задумываются о коротающих время в сети многочисленных клерках в офисах. Так называемых белых воротничках, главная беда которых в нереализованности, ощущении того, что они - лишь гвоздики в большом механизме, пусть и с блестящими головками. Вот такой клерк, устав от ощущения ненужности и привычки убивать время в "одноклассниках", "контактах" и блогах, иногда способен на фантазию. Как ему кажется, дикую и необузданную. Примерно такую, которую создал в своем новом, снятом в Голливуде по мотивам американских комиксов Wanted фильме наш режиссер Тимур Бекмамбетов. Премьера русской версии фильма "Особо опасен" состоялась как раз в те дни, когда начал свою работу 30-й Московский кинофестиваль. На презентации молодые люди, наряженные клерками, с заклеенными широким серым скотчем ртами в течение часа щелкали большими красными степлерами, встречая гостей. Среди них были: сам Тимур Бекмамбетов, исполнитель одной из ведущих ролей (Кросс) Томас Кретшманн, Константин Эрнст с женой Ларисой Синельщиковой, Сергей Безруков (актер озвучивал в русской версии картины главного героя, которого играет Джеймс Мак Эвой) с женой Ириной и сыном и другие.

А на специально выстроенной сцене выступали молодежные исполнители. Последней на сцену вышла новая группа "Dельта", опять же в офисных костюмах, но в кроссовках, и спела ту самую песню с рефреном "Опасен, но свободен... Душа, как пистолет, на взводе...", клип на которую был запущен в Интернет недели за три до российской премьеры.

Клип, где клерк громит офис и бьет врагов-коллег клавиатурой по лицу, оказался продуманным пиар-ходом и обеспечил картине неплохой промоушн: его посмотрели и перекопировали почти все, кто занимается "интернет-серфингом".

Бекмамбетов, предваряя показ картины, говорить много не стал: в этот день Россия играла с Голландией, и режиссер просто позвал всех в залы, мотивируя это тем, что "не успеем на футбол".

Сюжетная линия вначале напоминает сразу и "Человека-паука", и "Матрицу", и даже "Гарри Поттера". Живет себе парень, мучается от собственной никчемности, его не унижает только ленивый. И не осознает, что наделен сверхъестественной силой, потому что не знает, кем на самом деле был его отец и каковы его гены. Понять, что он вовсе не "тварь дрожащая" и "право имеет", ему помогает некое Братство ткачей, обитающее на ткацкой фабрике, где кровавые туши животных находятся рядом с чистым полотном, на котором проступают нити судеб простых смертных. Пониманию собственного предназначения героя предшествует сцена погони на красной супермашине с Анджелиной Джоли. Погоня напоминает "Терминатора", но еще больше - "Дозоры" самого Бекмамбетова, где ведьма Жанны Фриске ездит тоже на супермашине красного цвета. Видимо, это - любимая фантазия самого режиссера.

Однако в картине "Особо опасен" есть еще более эффектная сцена - крушение поезда в горах. Там происходит решающий поединок главных героев, уже после того, как вчерашнего неудачника жестоко обучили всем премудростям мастерства киллера, и даже пули он умеет пускать по кривой траектории.

Проблема только в том, что одновременно с падающим в пропасть поездом терпит крах и логика самого фильма. Нити судьбы оказываются перепутанными настолько, что их не поймет даже высоколобый топ-менеджер, не то что младший персонал - любитель комиксов. И становится ясно, что режиссер, доказавший в Голливуде, что и русские умеют делать зрелища, при этом перенял голливудскую же манеру делать фильмы безмысленными. И введенный в фильм с короткой ролью Константин Хабенский, играющий русского экс-терминатора "крысолова" в Братстве ткачей с опознавательным знаком - водкой, - выглядит лишь отголоском "Дозоров", где нити судьбы благодаря писателю Сергею Лукьяненко (в фильме "Особо опасен" Лукьяненко писал лишь диалоги в русской версии) были запутаны куда более интересно.

Кстати

Четкий расчет теми, кто работал над фильмом "Особо опасен", сделан на "белые воротнички". Нишевая аудитория фильм-то посмотрит - при такой масштабной пиар-кампании и большом количестве копий - 850 штук. Но спасет ли их это от офисного рабства и обидного прозвища "офисный планктон", если самая простая фантазия мелкого российского клерка порой бывает куда глубже, чем этот фильм соотечественника. Хоть и созданный в Голливуде.

Обсудить этот материал в блоге автора