В Самарской области, как и в других регионах страны, взят курс на ускоренное развитие дорожно-строительной отрасли. В рамках принятой целевой программы по строительству автодорог до 2025 года фактически предстоит изменить облик региональной дорожной карты. В планах областного минтранса - масштабное строительство новых и ремонт уже имеющихся автодорог, а также реконструкция городских улиц, которая позволит одолеть автомобильные "пробки".
В этом году на дорожно-строительных работах в регионе предстоит освоить более 8 миллиардов рублей, что превосходит сопоставимые бюджетные ассигнования прошлых лет. Планы поистине гигантские. Вот только времени на реализацию задуманного осталось совсем мало. Так, первый конкурс среди потенциальных подрядчиков был проведен лишь в мае текущего года.
А ведь во многом успех в реализации намеченного будет зависеть от работы подрядчиков. Лидерами сложившегося дорожно-строительного комплекса Самарской области до сих пор считались несколько крупнейших компаний: "Самараавтодор", "Агродорстрой", "Самарадорстрой" и "НПФ "ХХI век". Эти отраслевые тяжеловесы, имеющие не только солидный опыт, но и мощные производственные базы, традиционно выигрывали тендеры на подрядные работы по строительству и ремонту дорог в регионе. Однако в нынешнем году ситуация кардинально изменилась. Прежние фавориты оказались не у дел. Более того, в дорожной отрасли региона стали происходить странные события.
Так, по данным журналистов, весной этого года в офисах ОАО "Самараавтодор" прошли выемки документов: правоохранительные органы заподозрили компанию в использовании нелицензионных компьютерных программ. Отмечалось и то, что у областного минтранса возникают претензии к этой компании по качеству профильных работ. Не лучшие времена из-за отсутствия объемов работ переживает и ЗАО "Агродорстрой". Эти и ряд других компаний не стали участвовать в областных конкурсах на строительно-ремонтные работы. А, например, компания "Самарадорстрой", поначалу решившая все-таки принять участие в конкурсе, и вовсе была до него не допущена. В конкурсах, по данным местных СМИ, побеждали ранее не известные небольшие компании, как, например, "Хрипунов и К", "Луч", МЗС, и другие. Способны ли они качественно и в срок выполнить огромный объем работ - покажет время.
В областном минтрансе считают, что происходящее - нормальная практика. Одни компании сменяют другие. Все происходит четко в рамках закона. Никаких нарушений нет. Однако ряд вопросов все-таки остается. Так, по данным газеты "Коммерсантъ", недавний тендер по определению генподрядчика по реконструкции самарской улицы Ново-Садовая обернулся серьезным конфликтом. Накануне проведения конкурса выяснилось, что одному из двух подавших заявки участников - компании "Самарадорстрой" - отказано в борьбе за выгодный дорожно-строительный подряд. Конкурсная комиссия мотивировала свое решение неправильным оформлением документов. Однако юристы проигравшей стороны намерены обжаловать такой вердикт и уже обратились в облпрокуратуру, антимонопольную службу и профильный Комитет Госдумы с просьбой проверить законность конкурса.
В жалобе отмечается и то, что сумма заявленного на тендере контракта сильно завышена: на 30-40 млн рублей по сравнению с аналогичными условиями прошлогоднего конкурса по реконструкции Московского шоссе. К тому же заявители выяснили, что единственный соперник отстраненного участника - самарское НПО "Мотор" - еще до начала тендера приступило к работам по реконструкции улицы Ново-Садовая.
Правда, в областном минтрансе считают, что никаких нарушений нет: высокая стоимость доставшегося НПО "Мотор" контракта объясняется подорожанием стройматериалов и топлива, а появление дорожно-строительной техники одного из участников конкурса на Ново-Садовой до подведения его итогов связано с необходимостью срочных работ по содержанию дорожного покрытия.
Впрочем, ряд экспертов объясняют происходящее по-другому. Так, директор консалтингового агентства "Социальная динамика и информация" Юрий Эйрих обращает внимание на то, что заявки на участие в конкурсе подали лишь две дорожно-строительные компании, хотя в Самаре их десятки. "Формируется система, которую свободной экономикой уже назвать нельзя. Это связь бюрократии и бизнеса", - считает эксперт. Схожее мнение и у генерального директора ЗАО "Агродорстрой" Виктора Рящина. "Понятно, что каждая команда работает со своим подрядчиком", - констатирует специалист дорожно-строительной отрасли.
Между тем, по сведениям местных СМИ, уже в ближайшее время на отраслевом рынке региона может появиться новая компания, в создании которой заинтересовано руководство облправительства. По данным главы Сызрани Виктора Хлыстова, новая компания создается под подряды на строительство федеральных трасс. Базой же создания новой отраслевой структуры могут стать два бывших лидера регионального дорожного рынка: ОАО "Самараавтодор" и ЗАО "Агродорстрой", владельцам которых уже якобы сделаны предложения о соответствующих сделках.
Конечно, такое объединение способно вызвать ряд вопросов, но похоже, что в сложившихся условиях это наиболее оптимальная мобилизация дорожно-строительных резервов на выполнение намеченных планов. Ведь, например, пойдя по пути полного обновления состава отраслевых подрядчиков, областные власти уже столкнулись с дефицитом производственной базы. У прежних фаворитов дорожных тендеров - и мощные асфальтобетонные заводы, и парки современной техники, замену которым в одночасье не найдешь. Тем более что иные дорожно-строительные компании, оставшиеся невостребованными на региональном рынке, без труда находят подряды в соседних Ульяновской, Астраханской областях и Татарстане. Чтобы предотвратить исход подрядчиков и в то же время сохранить контроль над ситуацией в отрасли, областному минтрансу приходится идти на искусственную коррекцию рынка.
Такое вынужденное вторжение в баланс взаимоотношений власти и бизнеса, конечно, не может не вызвать недоумение. Тем более что федеральный центр с трибуны недавнего санкт-петербургского экономического форума послал четкий сигнал в регионы о сокращении бюрократического присутствия в экономике.