К 30-градусной хабаровской жаре с утра добавляется накал страстей в конфликтной комиссии. На математику с утра записались на прием 59 апеллянтов. Пришлось включать кондиционер.
- Завтра выпускной, а у нас не понятно, какая итоговая отметка по математике, - ходит взад-вперед мама одиннадцатиклассника Сережи, претендующего на медаль. - Серебряная или золотая? Решат выводы экспертов.
Ира Долгошеева тоже с мамой. Оспаривает оценку уже во второй раз: по русскому языку удалось отвоевать балл - эксперты решили, что компьютер принял за ошибку неверный почерк. Авось, и теперь удастся? Ира всю школьную жизнь была отличницей, и, хотя уже практически прошла на бюджетное в медицинский, апеллирует из привычки "жить на пять".
Алене Литвиновой не хватает двух баллов до "четверки".
- Я проверяла с учителем - все правильно, а тут стоит ноль! - чуть не плачет она.
Эксперт-математик Виктор Мендель слышит эти реплики не первый год. Он привычно определяет место ошибок на странице - у него большой опыт участия в апелляционной работе:
- Процентов 70 ошибок одного и того же типа - если нестандартно задан отрезок, ребята неверно понимают задачу и начинают выполнять ее "не с того конца". Обидно, но в этом случае мы помочь ничем не можем: задание не выполнено.
Именно это важно объяснить детям и родителям. Понимают не все.
- Как это не можете? - удивляется родительница. - Ребенок же решал...
Она не уходит, мечась от одного к другому эксперту. У тех есть своеобразные "ключи доброты" - критерии, в пределах которых они могут проявить снисходительность и повысить балл. И хотя этот диапазон куда шире привычной пятибалльной линейки, каждый критерий четко обоснован, не выпрыгнешь. Например, Наташа хочет поступать на "мировую экономику". А, как выяснилось, не справилась даже с заданием В.
- Это тема шестого класса, - искренне огорчены члены комиссии. И утешают: "Мы - не последняя инстанция, можете апеллировать в Москву".
В это утро одному апеллянту все же удалось отвоевать балл: эксперты сочли, что, взявшись за трудные задачи, он показал готовность их решать. А вот отличнице Ире Долгошеевой отказали: ее ошибка в "критерии не вписывалась".
Вообще "двоек" по математике в Хабаровском крае стало меньше, и общий результат по предмету оказался лучше среднероссийского. Самый высший результат - 96 баллов.
- Удовлетворяется, как правило, полтора-два процента апелляций, - рассказывает председатель комиссии, заместитель министра образования Хабаровского края Анатолий Левченко. - Ведь с машиной трудно спорить, в этом убеждаются и сами апеллянты. На наш взгляд, ЕГЭ уже вышел в штатный режим и не случайно его уже опробуют девятиклассники.
С ним согласна и профессор Валентина Садченко, принимавшая апелляции по русскому языку (их было около двухсот):
- ЕГЭ более избирателен, более объективен к ученику. Все-таки вместо пяти баллов - 12 критериев! Но бывают и просто ужасающие работы: бессвязные выражения, нелепые синтаксические конструкции... А недавно пришел папа с сыном-отличником, рассерженный, но, когда увидел в тексте слово "корридор", снял апелляцию. Было и такое: "Как написано у Александры Дюмы", "В своем рассказе автор вздыхает". Но наиболее массовые ошибки в текстах выпускников - правописание безударных и нарушение правил управления.
Готовя ежегодно отчеты по ЕГЭ, Валентина Садченко составила даже "черный список" школ и учителей, которые стабильно допускают одни и те же ошибки, не умеют четко их квалифицировать. Будет над чем работать!