В минобрнауки назвали 3000 лучших российских школ - победителей конкурса инновационных образовательных учреждений.
Нынче заявки на участие подавали более 8400 школ. Победители получат по 1 млн рублей. Деньги уже направлены в субъекты Федерации и предположительно в июле школы уже смогут ими распорядиться. Корреспонденты "РГ" спросили у некоторых директоров школ-миллионеров: как они потратят деньги?
Антонина Астапова,
директор школы N 20, Новомосковск, Тульская область:
- Мы провели опрос среди 900 своих учеников. Авторов ответов я разделила на фантазеров, прагматиков, душевно щедрых и "слепых". Почему? Первые предлагают, к примеру, оборудовать бассейн. Но бассейн стоит 15 миллионов, все понятно. Прагматики попросили ноутбуки, интерактивные доски, стеклопакеты, новый линолеум на пол. Еще одни предложили купить новые лыжи, оборудовать стадион и заменить освещение в актовом зале. Хотя все это мы уже сделали. Очень приятно было читать, что написали ребята, которых я назвала душевно щедрыми: надо прибавить зарплату техничкам и выдать премию учителям.
Я бы рада согласиться со всеми учениками, но деньги мы можем потратить только на определенные цели: новое оборудование, компьютеры, учебные пособия. Поэтому решили - купим новые компьютеры, чтобы сделать единую информационную сеть, электроплиту, швейную машинку и станок по обработке дерева для спецкурса "хозяин дома". Еще купим микроскопы, они дорогие, по 41 тысяче рублей. Часть средств потратим на повышение квалификации педагогов, хочу отправить их в Москву на какие-нибудь хорошие курсы информатики.
Ольга Морозова,
директор школы N 9, Златоуст, Челябинская область:
- Жаль, не можем пустить деньги на ремонт, а очень хотелось бы. Запланировали, что приобретем таблицы, микроскопы в кабинеты физики, химии, биологии, купим коллекции наглядного материала. Хотим для каждого учителя оборудовать автоматизированное рабочее место - с компьютером, сканером, принтером. Мечтаем, чтобы в школе был тренажерный зал. 75 тысяч рублей потратим на повышение квалификации учителей, думаю, что отправим на учебу примерно половину школьных педагогов. Вот выбираем, куда лучше поехать - в Челябинск, Екатеринбург, Москву? Наверное, в Москву было бы предпочтительнее, но ведь и расходы больше, надо же за проезд заплатить, за проживание...
Этому миллиону мы очень рады, но беспокоит меня вот что: на компьютеры деньги дают, а на их установку, обслуживание, ремонт? За чей счет все это делать? У нас в школе ремонта не было 30 лет. Поставлю я сейчас новую технику - и вся проводка выйдет из строя.
Еще один важный момент. Техника, учебные материалы, оборудование покупаются на котировочных аукционах. А там побеждает тот, кто предлагает более низкую цену. Это часто означает, что и качество товара более низкое. Документы по котировочным аукционам иногда ходят так долго, что цена товара успевает вырасти. Договаривались мы, например, что купим прибор за 30 тысяч рублей, а пока документы нужные на него оформим, он уже 35 тысяч стоит. Мелочь вроде бы, а на самом деле - большая головная боль.
Наталья Антонова,
директор школы N 34 с углубленным изучением финского языка, ассоциированная школа ЮНЕСКО, Петрозаводск:
- Карелия - лыжная республика, а наша школа к тому же работает по здоровьесберегающей программе, поэтому будем закупать для учеников комплекты обуви и лыжи. Еще хотим потратить деньги на 4 ноутбука, приобрести класс-комплект для кабинетов информатики. Для занятий иностранным языком, в том числе финским, нам нужен новый лингафонный кабинет. Получим деньги - закупим оборудование для него. Кстати, финский язык школьники изучают со второго класса, потом к нему прибавляются еще английский и французский.
Надеемся, что скоро переоборудуем кабинет физики, правда, уже не за счет этого миллиона. Наш учитель физики стал победителем конкурса по нацпроекту среди педагогов, получил звание "учитель-новатор" и возможность модернизировать кабинет. Очень бы хотелось отремонтировать бассейн, уже шесть лет просим деньги на ремонт, но сумма нужна большая - 11-12 миллионов рублей, в муниципалитете таких денег пока нет. Жаль, что без бассейна остались кадетские классы нашей школы, там были кружки аквалангистов, которые проводили подводные занятия.