Информация в некоторых СМИ об отказе от забронированных билетов из-за повышения цен на авиатопливо на Дальнем Востоке и в Сибири оказалась не совсем точной.
Как пояснил "РГ" директор департамента маркетинга АiRUnion Андрей Егоров, если человек заранее запланировал отпуск, то и билеты он забронировал еще весной. Так как чем раньше это сделаешь, тем выгоднее - меньше его стоимость. Причем цена остается фиксированной, несмотря на то, что топливо дорожает. И до середины июня две трети от сезонного объема перевозок уже были раскуплены, утверждает Егоров. Сегодня, по его словам, емкости авиакомпаний, то есть их возможности как перевозчиков, заполнены до предела. И если в пиковый сезон кто-то и отказывается от путешествия, то обязательно его билет выкупит другой счастливец, который в летний сезон готов потратить деньги на отпуск. В этот период спрос на билеты постоянно высокий.
Другое дело, уточнил директор центра по связям с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал, согласно контракту между туроператором и авиакомпанией на чартерный рейс топливный сбор, а следовательно, и цена перелета, могут измениться. Авиакомпания "Трансаэро", чтобы минимизировать рост стоимости на билеты при закупке топлива, страхует риски от скачков цен на топливо. По словам Быхала, страхование и гибкая система тарифов позволяют сделать перелет доступным. Он, кстати, тоже подтвердил, что стоимость забронированного билета для частного лица неизменна.
В целом же спрос на авиаперелеты, говорят специалисты, будет зависеть не столько от цен на билеты, сколько от общей экономической ситуации в стране. Конечно, спад объема продажи билетов из-за повышения топливной составляющей есть, но летом он незначителен. Ситуация с ростом цен на горючее для авиакомпаний была бы более острой в межсезонье и зимний период, за исключением новогодних каникул. Тогда спад продаж билетов был бы ощутимей.
А сегодня возникает другая проблема. При подъеме цены на топливо на 20 процентов и большом количестве проданных заранее билетов компаниям придется значительно поднимать тарифы на перелет. В Центральном агентстве воздушных сообщений Иркутска констатируют, что основные авиаперевозчики повысили минимальные тарифы в среднем с 12-15 до 18-20 тысяч рублей. В зависимости от условий приобретения авиабилета путешествие в экономклассе может стоить туда и обратно и 60 тысяч рублей. Самые дешевые билеты из Иркутска в Краснодар и обратно сейчас - 23 тысячи рублей. За удовольствие добраться до Анапы и вернуться домой иркутянам придется раскошелиться минимум на 28 тысяч рублей.
Впрочем, как отмечают в представительствах авиакомпаний в Иркутске, на спросе это никак не отразилось. По мнению Сергея Перевозникова, исполнительного директора Сибирской Байкальской ассоциации туризма, это подтверждает то, что 80 процентов пассажирского потока, отправляющегося в Москву и Санкт-Петербург, - это так называемый постоянный контингент - те, кто совершает служебные поездки. Сказывается летний пик поездок - жители Сибири отправляются в отпуска.
Как пояснили "РГ" в минтрансе, министерство не участвует в формировании тарифной политики авиакомпаний. При этом в ведомстве уточнили, что расписание рейсов формируется два раза в год - на зимний и летний сезоны. Как отметил начальник отдела общественных связей министерства Тимур Хикматов, в минтрансе озабочены ростом стоимости авиакеросина, так как в парке отечественных авиакомпаний преобладают топливозатратные самолеты. Из-за этого стоимость керосина в цене авиабилета у многих российских авиакомпаний достигает порой 60 процентов, тогда как на Западе этот показатель равен 20-25 процентам. Это сказывается как на стоимости перелета, так и на конкурентоспособности отечественной гражданской авиации.