Ростехнадзор начал комплексные проверки угледобывающих шахт Кузбасса

Запланированным мерам придается особое значение. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что для усиления инспекторского состава Кемеровского управления Ростехнадзора привлечены два с половиной десятка специалистов из других российских регионов. Половину затрат на привлечение дополнительных инспекторов администрация области обещала взять на себя. Курировать эту многонедельную кампанию будет лично руководитель межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу Леонид Баклицкий.
 
Инициатива проведения массовых инспекций принадлежит губернатору. Его озабоченность вызвана ослаблением внимания менеджмента предприятий к вопросам безопасности. На прошлой неделе на совещании надзорных органов и руководства угледобывающих компаний в обладминистрации был объявлен месячник безопасности, который назвали "чрезвычайным положением по ведению горных работ".
 
О чрезвычайности ситуации свидетельствуют недавние аварии на шахтах имени Ленина и Ворошилова, приведшие к гибели восьми человек. Причем есть основания говорить о неслучайности происшедшего.
 
К примеру, на шахте "Котинская" в лаве 5203 вместо допустимых проектом 15 тысяч тонн угля в сутки добывалось 18 тысяч тонн. Как и следовало ожидать, концентрация метана превышала норму. Административная ответственность, к которой привлекли предприятие, должного эффекта на руководство шахты не оказала, и на шахте продолжали превышать проектные нагрузки. Соответственно, продолжилось и загазирование. Чтобы обезопасить работников, Ростехнадзору пришлось временно приостановить эксплуатацию лавы, а в последующем - добиться административного запрета ее работы на 60 суток.
 
Как пояснили корреспонденту "РГ" в Кемеровском управлении Ростехнадзора, особое внимание проверяющими будет уделено вопросам вентиляции, дегазации, противопожарной и пылевзрывозащите, газодинамическим явлениям, внутришахтному транспорту, аттестации и производственному обучению, состоянию шахтного фонда и горношахтного оборудования. Это своего рода аудит, который должен будет дать ответ на вопрос, возможно ли вести на конкретном предприятии горные работы с данной интенсивностью.
 
Если контролирующим органам с таким трудом приходится удерживать предприятия на оговоренном законами уровне риска, когда речь идет о жизни подземных рабочих, то что уж говорить о защите здоровья горняков. Как установлено органами Роспотребнадзора, в открытых акционерных обществах "Шахта имени С.М.Кирова", "Шахта имени 7 ноября", "Шахта Красноярская", "Шахта Егозовская" не практикуется послесменная реабилитация работников. В то же время в ОАО "Шахта имени 7 ноября", на шахтах №7 и "Талдинская-Западная-1" наблюдается рост числа профессиональных заболеваний. В 2006 году в ОАО "Шахта Комсомолец" не выполнено в полном объеме 18 из 48 запланированных мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда, в 2007-м - 20 из 56. Причина - отсутствие средств.
 
Не выдерживает критики деятельность службы охраны труда и производственного контроля. В ОАО "Шахта Комсомолец" в 2007 году не проводились целевые проверки, насколько стояние горных выработок соответствует требованиям проектной документации, не исследовалось состояние анкерного крепления выработок шахты. Бездействовали ответственные за производственный контроль на участке вентиляции шахты "Талдинская-Западная-1".
 
Факты, содержащиеся в материалах контролирующих органов, можно было бы приводить еще и еще. И чем дальше, тем меньше верится в действенность проверок. Ведь даже приостановки на два месяца не удерживают собственников от нарушений.
 
А какие же меры могли бы радикально исправить ситуацию? Вот что по этому поводу сказал корреспонденту "РГ" заместитель руководителя Кемеровского управления Ростехнадзора Владимир Рычковский:
 
- Учиться надо на чужих ошибках. В 60-х годах в США была такая же ситуация с аварийностью, как у нас сейчас. И это притом, что там менее сложные горно-геологические условия. Американцы изменили технологии, чтобы обслуживать технику меньшим числом людей. Далее они ввели очень жесткую ответственность для собственников - от крупных штрафов до арестов. И третья мера - обучение рабочих и инженерно-технических работников. Выпускались фильмы, в которых очень детально показывалось, где и как работник может травмироваться и погибнуть. Обучение там организовано очень предметно и не формально.
 
По словам Владимира Михайловича, до американского уровня обучения на российских предприятиях еще никто не дотягивает. А уж об ответственности собственников и говорить не приходится… Хотя на кузбасских шахтах, по мнению Рычковского, безответственность проявляется на всех уровнях. А крайними иногда выставляют Ростехнадзор: "Есть такие идеологи, которые предлагают, чтобы собственник занимался бизнесом, развивал производство, а ответственность за безопасность нес Ростехнадзор. Но тогда на каждый забой надо поставить инспектора, чтобы он отвечал за порядок на рабочем месте собственника. А собственник будет при этом получать прибыль… На самом деле инспектор просто физически не в состоянии проследить за каждым рабочим местом".
 
Собственник сам, своими силами должен выстраивать систему контроля и ответственности, наводить повсеместно порядок. На шахте имени Ворошилова (когда обожгло вспышкой метана 7 человек) все было создано, чтобы эта авария произошла, считает Владимир Рычковский. Надо ужесточать законы. Не только по отношению к собственникам, но и к исполнителям на разных уровнях. Иначе будет как на вышеупомянутой шахте, когда взрывник "уволил" директора шахты - тем, что грубо нарушил правила.