Более половины выпускников приморских вузов не могут найти себе работу по специальности

Ежегодно вузы края дают путевку в жизнь девяти тысячам выпускников. Но только 42 процента из них находят работу по специальности.

Этой проблеме был посвящен форум под названием "Кадровый голод", который состоялся во Владивостоке.

Депутат думы Владивостока Олег Храмцов озвучил такие цифры: в городе насчитывается шесть тысяч свободных вакансий, а заявок на сегодняшний день подано только две тысячи.

Представители многих кадровых компаний едины в одном: работодатели готовы идти на диалог с высшими учебными заведениями, готовы предлагать свои услуги по усилению практической части в подготовке специалистов. Кадровики считают, что выпускники имеют определенный набор профессиональных знаний, которые крайне далеки от современной практики.

Первый проректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, профессор Галина Мальцева поддержала предпринимателей.

- Современный наставник высшей школы должен сочетать в себе навыки исследователя и практика, - сказала она. - Так, например, в университетах Бельгии преподаватели вместе со студентами проходят многомесячную практику в ведущих фирмах и на промышленных предприятиях. Поэтому в деятельности высшей школы должно быть востребовано то, что формирует интерес студента к его будущей профессии.

Но реалии сегодняшнего дня таковы, что молодое поколение преподавателей вузов, как правило, имеет в активе только работу в должности лаборанта да кандидатскую диссертацию, весьма далекую от требований современной жизни.

Молодые специалисты имеют определенный набор профессиональных знаний, которые крайне далеки от современной практики

В ходе дискуссии была затронута проблема оттока кадров из региона. Директор по кадрам одного из приморских холдингов Наталья Коваленко привела такие цифры: в крае 50 процентов специалистов ищут работу вне региона и готовы уехать на запад России или за рубеж. Назвала она и главные причины ухода молодых специалистов из компаний: нет перспектив роста или поступило лучшее предложение из другой компании, отсутствие продвижения по карьерной лестнице, а то и просто желание сменить сферу деятельности.

Но все участники дискуссии были едины в том, что отток специалистов объясняется и малопривлекательным имиджем региона. О каком закреплении кадров может идти речь, когда во Владивостоке в течение года не было действующего главы города, практически каждый день против чиновников разного ранга возбуждаются уголовные дела, и те исчезают в неизвестном направлении. Весь этот негатив сказывается на закреплении кадров в Приморье. Край покидают талантливые, предприимчивые, перспективные. Те, у кого есть "блеск в глазах" и заинтересованность в профессии.

Была затронута проблема заработной платы молодых специалистов. Например, студент Тихоокеанского государственного экономического университета, будущий управленец Александр Колба был удивлен тем, что одни компании готовы платить вчерашним студентам тысячу долларов, а другие - всего пять тысяч рублей. В то время как работодатели много говорят о заинтересованности в молодых специалистах, на деле предложения сводятся только к вакансиям, связанным с продажами и мерчандайзингом.

Представители бизнеса отреагировали на это предложение по-разному. Скажем, руководитель PR-агентства Инесса Бабич привела пример юной пиарщицы, которая все студенческие годы работала в ее компании бесплатно, за идею.

- Именно это и позволило ей занять в конце концов ключевые посты в компании, - сказала Инесса Бабич. - Меня как работодателя не интересуют познания будущего кандидата в области французского, английского и испанского языков. Для меня больше важна его социальная компетентность. Я, к примеру, в свое PR-агентство принципиально не беру выпускников факультета "Связь с общественностью". Мне нужны специалисты с конкретными знаниями.

Участники форума "Кадровый голод" также внесли предложение о введении элементов социалистической системы распределения специалистов. А уже исходя из этого строить политику всех вузов. Сошлись на том, что реальнее ввести систему заданий для высших учебных заведений. Чтобы они готовили определенное количество специалистов по тем или иным специальностям.