Учителя из пензенского села взяли в семьи приемных детей, которые должны были учиться в местной школе. Но на решение чиновников закрыть "малокомплектку" это не повлияло.
Сегодня в селе Сорокино не насчитать и сорока домов. Однако за последний год местное народонаселение пополнилось сразу семью ребятишками. Первой решилась на смелый шаг директор школы Снежана Решетникова.
...Когда Снежана Владимировна в детском доме увидела мальчугана росточком с родного сына Алешу, даже не раздумывала: вдвоем мальчишкам будет веселее. Домой они вернулись вместе с Богданом. Первое время так и засыпали втроем на диване: мама и по бокам - сыночки.
Вслед за директором приемных детей взяли учителя математики и географии. А педагог по русскому языку Ирина Ломова приютила сразу двух сестричек. В ее семье стало две Наташи - своя и приемная. Но этот факт, кажется, никого не смущал. Они и на уроках сидели рядышком.
Необычный педагогический эксперимент поначалу привлек внимание. В самое отдаленное село Пензенской области потянулись заезжие репортеры. Вели прямые трансляции с уроков в малокомплектной школе.
Здесь каждый класс - уникальный. За одной партой порой сидят завтрашний выпускник и вчерашний первоклашка. Поэтому, когда учитель первому объясняет урок, последний чаще всего находится "в курсе событий".
- Бывали случаи, когда пятиклассники щелкали тригонометрические равенства словно орешки. А вот полагающихся им знать по возрасту уравнений с одним неизвестным боялись, словно кипятка, - признаются местные учителя.
- Ребятишки из детского дома особые, - говорит учитель географии и по совместительству приемная мама Лидия Заварзина. - В девять лет моя Аня не знала даже, как включить электрический чайник. Ей надо было объяснять абсолютно все: как пользоваться утюгом, с какой стороны подходить к корове и почему дымоход печки нужно держать открытым. Зато она очень быстро заправляла постельное белье, даже с пододеяльниками лихо справлялась. Оказалось, как самой маленькой, ей приходилось в детдоме застилать все двадцать постелей в группе. Порой от рассказов мороз пробирал по коже.
Примечательно, что вслед за педагогами и другие жители села стали брать приемных детей. Уже в этом году в Сорокино новых мам и пап нашли еще трое малышей, из которых младший, годовалый Илюша, только учится ходить.
- Первого сентября в нашу школу пошли бы уже 14 учеников, - рассказывает директор. - Мы наметили небывалый ремонт, планировали заменить печное отопление на централизованное. Уже нашлись спонсоры.
Но тут как гром среди ясного неба прозвучала резолюция из райцентра - школу реструктуризировать. А именно: учеников с пятого по девятый классы перевести в ближайшее село за 15 километров, учителей - сократить. Хотя незадолго до этого в районном отделе образования постановили: если число учеников в сорокинской школе вырастет с 6 хотя бы до 10 человек, ее не тронут.
Пока решено оставить в селе начальную школу, однако и ее участь предрешена. Местных жителей решение районных властей повергло в шок. Еще недавно чиновники от образования охотно выступали в СМИ, призывая жителей других деревень подхватить опыт Сорокино. Сегодня же над деревней нависла черная туча.
Больше остальных переживают приемыши. Второклассник Богдан шепотом признался, что не хочет ходить на уроки к чужой тете. Он привык учиться у собственной мамы.
Владимир Коротов,
министр образования и науки Пензенской области:
- Реструктуризация малокомплектных школ идет в правильном направлении. Нельзя называть избу, где даже нет отопления, школой. Большую проблему представляет и качество образования. В таких школах, как правило, работают всего несколько педагогов. Они просто делят между собой научные дисциплины, порой не имея необходимого базиса для преподавательской деятельности.
Мы переводим детей в крупные межпоселковые школы, оборудованные всем необходимым. Обязательно выделяем транспорт, который будет доставлять школьников на уроки и обратно. В области уже курсируют 89 школьных автобусов и в этом году планируем закупить еще 75 машин.
Большинство родителей приветствуют подобные перемены. Сложнее дело обстоит с педагогами. Они боятся остаться без работы. Однако никто не будет брошен на произвол судьбы. В сорокинской школе из шести учителей трое останутся преподавать в начальной школе. Двое имеют выслугу лет и воспитывают приемных детей, за которых получают зарплату как воспитатели. Одному педагогу предложили работу в соседней школе. Недавно губернатор высказал идею, и мы поддержали, обучения сокращенных учителей предпринимательской деятельности, чтобы они получили знания и помощь для организации собственного малого дела на селе. Такая работа уже ведется. Поэтому ситуация болезненная, но решаемая.