Сибирские машиностроители объединились в синдикат

Непростая ситуация в отечественном машиностроении подтолкнула заводы Сибирского федерального округа на нестандартный шаг. Чтобы развиваться и достойно конкурировать с иностранными поставщиками машин и оборудования, сибиряки решили объединиться в машиностроительный синдикат, аккумулируя тем самым свои материальные и производственные ресурсы.

Основная задача синдиката - производить высокотехнологическое импортозамещающее оборудование для отечественных потребителей, осуществляя единую ценовую политику при сохранении юридической самостоятельности предприятий. Каждый регион округа при этом будет ориентирован на конкретную отрасль экономики: Кемеровская область - на угледобывающее оборудование; Томская - на медицинскую технику; Алтайский край - на аграрное машиностроение; Новосибирская область - на электротехнику; Иркутская область - на машины и оборудование для ЖКХ; Красноярский край - на горнорудную технику; Омская область - на оборудование для топливно-энергетического комплекса.

Машиностроители договорились, что, во-первых, между членами синдиката не будет межрегиональной конкуренции, касающейся одной и той же товарной продукции. Это даст определенное преимущество на рынке, поскольку действия сибирских товаропроизводителей станут согласованными.

Во-вторых, в синдикате начнет формироваться единый денежный фонд для разработки высокотехнологичной продукции. Ни для кого не секрет, что отсутствие стабильных заказов привело к тому, что многие предприятия машиностроительного комплекса отказались от научно-исследовательских баз, содержание которых стоит немалых денег. И по сути были отброшены назад в техническом отношении.

Стоит уточнить, что идея создания синдиката возникла не на пустом месте. В рамках Ассоциации "Сибирское соглашение", куда входят представители всех регионов Сибирского федерального округа, была разработана межрегиональная программа "Сибирское машиностроение". Определена концепция, и обозначены цели. Жизнь заставила объединить усилия в такой важной отрасли, чтобы окончательно не подсесть на "импортную иглу". Ведь покупка импортного оборудования - это не просто трата денег российских компаний за рубежом. Это финансовые вложения в модернизацию машиностроительной отрасли других стран. К тому же зарубежное оборудование обеспечено гарантийным сервисом и постгарантийным обслуживанием, кроме этого, оно нуждается в импортных запчастях, что неизбежно усиливает зависимость от импортных поставщиков. В Кузбассе, например, некоторые иностранные компании уже открыли свои сервисные центры.

Почему машиностроители Кемеровской области поддержали идею объединения на межрегиональном уровне и сказали синдикату "да". Дело в том, что отмена пошлин на приобретаемое угольными компаниями горношахтное оборудование за рубежом бумерангом ударила по кузбасским машиностроительным заводам, которые остались без заказов. На сегодняшний день они загружены на 20 процентов от необходимого. Ежегодно шахты и разрезы Кузбасса выкладывают около десяти миллиардов рублей на покупку горнодобывающего оборудования в Германии, Англии и США. Это пятая часть областного бюджета. Сумма немалая. Понятно, что решение о беспошлинных поставках зарубежной техники в Россию было принято для того, чтобы быстрыми темпами оснастить горнодобывающую отрасль современным и качественным оборудованием. И это действительно произошло. Но что случилось с местными машиностроительными заводами, которые оказались на обочине?

На частный капитал им рассчитывать не приходится, потому что любой инвестор изначально ориентирован на высокую доходность и быстрый оборот денег. Машиностроение для этого явно не подходит, здесь "длинные деньги" и рентабельность - около 11-12 процентов. На кузбасских машиностроительных заводах ежегодно обновляется лишь 1,5 процента оборудования, а выбывает по причине физического и морального износа 4,5 процента. Для модернизации необходимы оборотные средства. А откуда они возьмутся, если нет заказов и, как следствие, нет стабильной прибыли?