На Архиерейский cобор в Москву приехали 179 епископов

197 епископов Русской православной церкви соберутся сегодня в Москве в храме Христа Спасителя на Архиерейский собор.

- Главная тема собора - внутрицерковное единство, - сообщили журналистам митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и архиепископ Берлинский и Германский Марк, представляя накануне журналистам повестку дня церковного форума. Это будет первый совместный Архиерейский собор объединенных в мае прошлого года РПЦ и РПЦЗ, 197 православных епископов со всего мира съедутся на него.

Владыка Марк назвал открывающийся собор "историческим", оговорившись, что обычно он старается не употреблять такие эпитеты "необдуманно и неоправданно". Ведь Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, подписанный 17 мая 2007 года, по-настоящему вступает в силу лишь по утверждению на Архиерейском соборе.

- В человеческой истории, увы, разделения совершаются быстро, с легкой руки и часто несправедливым образом, - сказал владыка Марк, сославшись на разделения современных государств - Югославии, Чехословакии.

Но разделенная когда-то внешними трагическими событиями Русская церковь, читавшая с обеих сторон молитву о спасении России, дожила до соединения, до единства, которое еще два десятилетия назад показалось бы многим из сегодняшних участников собора невероятным. Владыка Марк вспомнил, как он спрашивал у старшего по возрасту священника, какой будет судьба Русской церкви после падения советской власти, и услышал в ответ: "Какой вы мечтатель!"

А сегодня объединенная Русская церковь продолжает переживать серьезные внешние изменения.

- За последние 18 лет количество приходов выросло в 5 раз, количество монастырей - в 10. В церковь приходят миллионы людей, - сообщил владыка Климент. - Но вера человека - это не только крещение и редкое забегание в храм. Веру человек несет в сердце и живет ею.

Он подчеркнул, что тема церковного единства не исчерпывается только Актом о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ: "Человек согрешивший теряет единство с церковью, отпадает. И Таинство исповеди дано для восстановления утраченного единства". А владыка Феофан напомнил, что церковь - это и "единство Неба и земли".

Собор, который продолжится всю неделю, будет обсуждать темы церковного суда, вернется к теме прав человека, примет ряд документов по проблемам внутренней жизни церкви. Журналисты интересовались, будет ли Собор рассматривать печально известное "письмо епископа Диомида", запугивающего паству опасностью мобильных телефонов, встреч с представителями иных религий и грешностью современных политиков и бизнесменов.

По мнению владыки Феофана, в этом вопросе "много шума из ничего", и шум этот слегка искусственный, но его собор рассматривать будет, хоть и не главной темой.

блиц-интервью

Российская газета: Владыка Марк, когда только заговорили об объединении церквей, известный российский богослов диакон Андрей Кураев подчеркивал, что после объединения иерархи РПЦЗ внесут в жизнь отечественной церкви большую дискуссионность, прямоту, активность, помогут стряхнуть формализм в отношениях. Какой опыт, какой "стиль" могут внести иерархи РПЦЗ в нашу общую церковную жизнь?

Архиепископ Берлинский и Германский Марк: Основная черта церковной жизни за рубежом - мы находимся в меньшинстве. И это задает определенные параметры нашей жизни. Наши приходы и епархии гораздо меньше по объему, чем в России. Когда я был в гостях у владыки Феофана, то поражался, как много вокруг церковного народа, и объемом дел. Но у нас за рубежом больше возможностей для общения с людьми. Вы спрашиваете о стиле - он всегда был разный у разных епископов даже в России. Известно, что митрополит Филарет (Дроздов), например, еще в XIX веке принимал всякого к нему приходящего в любое время, а другие писали таблички: время приема с 11 до 12. Да и в нашей церкви, я помню, как один священник в Калифорнии говорил прихожанину: "В твоем распоряжении - 3 минуты..." И у нас, и в России в разных местах разный стиль.