Вопросы разрешения глобального продовольственного кризиса, помощи беднейшим странам, наиболее от него пострадавшим, усиление роли России на мировой арене обсуждали на недавней встрече в Москве президент России Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ Владимир Путин и глава Всемирного банка Роберт Зеллик. Об итогах этих встреч Роберт Зеллик любезно рассказал корреспонденту "Российской бизнес-газеты".
- Г-н Зеллик, какие вопросы были поставлены во главу угла в ходе переговоров, которые вы провели с российским руководством?
- Отмечу, что обе встречи и с президентом Дмитрием Медведевым, и с премьером Владимиром Путиным были очень насыщенные и интересные. Пожалуй, главный вопрос нашего обсуждения: как в связи с изменением экономической ситуации в России перестроить политику Всемирного банка для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности наших клиентов? России удалось за довольно короткое время достичь такого уровня развития, когда ей уже не нужны кредиты, а требуются те знания и опыт, которые удалось накопить за долгие годы Всемирному банку. Это означает, что вместо денег мы будем проводить больше консультаций по приоритетным для российской стороны вопросам и проектам.
Мы много говорили о такой проблеме, как развитие инфраструктуры. Не открою секрета, если скажу, что такого рода проекты относятся к разряду долгосрочных инвестиций. И для того чтобы эти инвестиции пошли, надо сделать так, чтобы инвестор заранее мог знать или просчитать отдачу от каждого конкретного проекта. Наша помощь в этом вопросе заключается в том, чтобы научить вкладывать средства в эти проекты, чтобы они работали эффективно, т.е. с наибольшей отдачей. В частности, речь идет о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.
Необходимо больше уделять внимания использованию механизма частногосударственного партнерства при реализации крупных инфраструктурных проектов.
Помимо инфраструктуры на приоритетном месте перед властями должны стоять задачи по осуществлению реформ в областях, которые непосредственным образом связаны с человеческим капиталом. Это и улучшение качества жизни населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения, и серьезное реформирование системы образования, качество которого сильно снизилось за последние годы. Президент России, к слову сказать, считает эту задачу одной из приоритетных.
Необходимо расширять и область финансовых услуг. Причем не только для бизнеса, но и для населения - особенно повышать их доступность для населения в отдаленных областях страны. Здесь одну из первых ролей должен играть банковский сектор.
- Но ведь Всемирный банк вкупе с другими международными финансовыми организациями не раз отмечал большие плюсы в развитии российского банковского сектора. Получается, что и здесь еще есть "поле" для работы?
- Банковский сектор значительно вырос благодаря тем реформам, которые были проведены в России за последние 10 лет. Однако пока основные услуги, которые оказывают российские банки, сконцентрированы в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Ну, пожалуй, еще в нескольких крупных городах. Для того чтобы лучше развивалась экономика, банкам необходимо расширять географию. Но и не только. Банковский сектор имеет все возможности для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Пока объем кредитов, выдаваемых предприятиям этой категории, хоть и растет, но куда более медленными темпами, чем, к примеру, кредитование населения. В России есть еще один сегмент финансового рынка, который пока еще слабо развит. Это рынок ценных бумаг. Помимо государственных ценных бумаг, которые в большом объеме представлены на рынке, необходимо дальше развивать и расширять рынок корпоративных и муниципальных облигаций.
- Г-н Зеллик, насколько я помню, вы были, пожалуй, одним из первых крупных международных деятелей, кто озаботился проблемой продовольственного кризиса. Более того, вы говорили о том, что и Россия может оказать большую помощь в решении этой проблемы. Что в итоге? О какой помощи может идти речь?
- Теме продовольственного кризиса в мире и развитию сельского хозяйства мы уделили немало времени. Россия уже вносит свой вклад в решение этой проблемы. Напомню, что Россия традиционно являлась крупным сельхозпроизводителем. Хотя после "развала" бывшего СССР ситуация в этом секторе ухудшилась, но в последние годы намечаются сдвиги в лучшую сторону. После того как завершится процесс формирования земельного рынка, когда значительные сельхозземли окажутся в частной собственности или в долгосрочной аренде, аграрный сектор будет расти высокими темпами и добьется немалых успехов.
Что касается помощи в борьбе с продовольственным кризисом, то банком уже создан Фонд оказания помощи, в котором аккумулируются средства на приобретение семян, удобрений и многого другого для беднейших стран мира. В первую очередь это страны Африки, расположенные к югу от Сахары. Помимо этого российская сторона вносит огромный вклад в борьбу с инфекционными заболеваниями. В результате миграции эти болезни меняют место жительства. Речь, в частности, идет о малярии. В прошлом году между Всемирным банком и Россией было подписано соглашение о предоставлении 20 миллионов долларов на эти цели. Во время встречи глава российского кабинета министров Владимир Путин дал понять, что помощь будет увеличена.
- О каких суммах идет речь?
- Конкретные цифры будут, скорее всего, оглашены на саммите "большой восьмерки", который пройдет в июле.
- Возвращаясь к продовольственному кризису. Большую роль в обнищании и без того бедных фермерских хозяйств развивающихся стран сыграли субсидии, которые выплачиваются фермерам в развитых странах. Что будет предпринято для решения этого вопроса?
- С одной стороны, субсидии необходимы для того, чтобы производить больше продукции. С другой стороны, они действительно искажают картину рынка, так как импорт оказывается дешевле собственной продукции. Я выступал и продолжаю выступать за завершение Дохийского раунда переговоров по ВТО. Нам уже удалось добиться того, что произойдет 70-процентное сокращение субсидий сельхозпроизводителям в развитых странах. Но это только небольшой шаг.
Для решения проблем стран, наиболее пострадавших от последствий глобального продовольственного кризиса, Всемирный банк создал фонд в размере 1,2 миллиарда долларов США, включая 200 миллионов долларов в форме грантов. Общая поддержка со стороны банка производства с/x продукции в мире будет увеличена с 4 миллиардов долларов в этом году до 6 миллиардов в следующем.
- Для россиян сегодня, пожалуй, наиболее остро стоит такой вопрос, как инфляция. Какие шаги предлагает Всемирный банк сделать российскому правительству для удержания ее в более или менее приличных рамках?
- Как отдельная тема этот вопрос не всплывал, хотя и поднимался. Рецепт, как всегда, прост - поддержание макроэкономической стабильности. Высокая инфляция плоха не только для населения, но и для инвесторов.
10 шагов по преодолению продовольственного кризиса от ВБ
Для решения проблемы глобального продовольственного кризиса президент Всемирного банка Роберт Зеллик предлагает следующую систему мер:
- более эффективное использование инструментов и механизмов Всемирной продовольственной программы;
- гарантию продовольственного обеспечения наиболее уязвимых групп населения;
- создание системы обеспечения семенами и удобрениями фермеров наибеднейших стран мира;
- значительное увеличение расходов на сельхозисследования;
- развитие продовольственных цепочек в частном секторе;
- совершенствование системы управления рисками;
- более рачительный (взвешенный) подход при решении вопросов о производстве биологического топлива из сельхозсырья;
- отмену экспортных ограничений для сельхозтоваров;
- завершение дохийского раунда переговоров по ВТО, что сделает мировую торговлю продовольствием более эффективной и справедливой;
- совместную работу, направленную на сокращение глобальных рисков. При этом вопросы обеспечения энергией, продовольствием и водой станут ключевыми для мировой экономики и обеспечения безопасности.