25.06.2008 23:00
    Поделиться

    Пенсионерка снабжает десантников печеньем и носками

    76-летняя пенсионерка из Санкт-Петербурга уже 7 лет шефствует над парашютно-десантным полком

    "С утра приходите, пожалуйста, пораньше, много дел, весь день расписан по минутам", - наставляла меня 76-летняя Вера Васильевна Борисова, когда мы договаривались о встрече.

    В телефонной трубке голос звучал звонко и задорно. Энергичная, видно, бабушка, подумала я.

    Она встретила меня на пороге своей малогабаритной однокомнатной квартиры в полной боевой готовности. Я глазам не поверила, увидев невысокую (рост - 158 см), худенькую Веру Васильевну, облаченную в камуфляж, с проглядывающим сквозь ворот куртки бело-синим тельником. А на веселых седых кудряшках "старушки" красовался фирменный голубой берет десантника.

    Пишу слово "старушка" в кавычках, потому что оно никак не вяжется с этой удивительной женщиной. Какая бы там цифра в паспорте ни стояла - явно не соответствует действительности.

    Ну где вы видели, чтобы человек в таком почтенном возрасте, перенесший четыре (!) инсульта, мотался что ни месяц в командировку? Нет, что я пишу, какая командировка, ездит она все эти годы за свои деньги.

    - Да тут совсем недалеко, около трехсот километров, - отвечает мне Борисова. - Я иногда на поезде еду, иногда "перекладными" - на электричках, где у пенсионеров действуют проездные льготы. А там, в Пскове, меня обычно встречают и уже прямо как генерала везут в часть на машине...

    Своими глазами

    В старинный город Псков, основанный на реке Великой, Вера Васильевна регулярно приезжает с осени 2000-го. Там, в 234-м парашютном полку знаменитой 76-й воздушно-десантной дивизии служил в то время ее внук Павел.

    Однажды внук позвонил из Чечни в Петербург и в разговоре с любимой бабушкой попросил между прочим прислать "чего-нибудь вкусненького". Борисова сама отвезла посылку в полк. Говорит, хотела лично убедиться, что не затеряется та на полпути.

    Но я-то знаю, что не только в этом дело. Она просто хотела все увидеть своими глазами: и как служат сейчас бойцы, и чем она может им помочь.

    До встречи с Верой Васильевной я успела поговорить с нынешним командиром 234-го парашютно-десантного полка Андреем Леонидовичем Красовым.

    - Вы о Вере Васильевне хотите спросить? - обрадовался он. - Обязательно укажите, какая она жизнерадостная, как всем нам помогает ее оптимизм. Даже если без посылок приедет, все равно будем рады, одно ее присутствие для нас праздник! А еще она очень любо знательная. Сама напросилась съездить в Чечню, представляете? Сказала: а с кем, как не с ней, все равно что с матерью родной, пообщаться по душам ребятам?

    Мы с тех пор так и называем ее - мать полка...

    Любопытно, что сама Борисова мечтает стать для десантников не просто добрым ангелом-хранителем, а буквально "своим парнем". Кроме шуток, Вера Васильевна официально посвящена в почетные десантницы, у нее на груди медали "За отличие в военной службе" и десантная юбилейная имени Василия Маргелова. Очень хочет прыгнуть с парашютом. Увы, командование категорически против. Все-таки для 76-летней женщины это чрезмерная нагрузка.

    Сама Вера Васильевна с улыбкой рассказывает о том, как вместо прыжка с самолета ей разрешили прыгнуть только... со стола! И прямо на руки десантникам. Без этого ритуала полноценным воином ВДВ стать никак невозможно.

    - Еще должны были дать легкого пинка под зад, - совершенно серьезно уверяет Борисова. - Но меня пожалели.

    Та командировка в Чечню едва не стоила Вере Васильевне жизни. Лететь в Чечню пришлось на транспортном самолете. Трясло - будь здоров! А у нее - давление. И после очередного инсульта предписан строгий покой...

    Когда приземлились, она, по собственному признанию, была "едва жива". Держалась на лекарствах. До утра. А утром вышла из палатки, вдохнула свежего горного воздуха и пошла к командиру: давай скорее, пора к солдатам, заждались, небось, посылок.

    "Мать полка" устроила десантникам просто-таки сладкую жизнь: привезла с собой более тысячи плиток шоколада, тысячу пачек печенья, 5 тысяч пакетов кофе со сливками. А еще в ее багаже были носки, материя на подворотнички.

    А вот самой пришлось несладко. Кроме тяжелого перелета, Вере Васильевне пришлось делить с солдатами все тяготы и лишения фронтовой жизни: суп из котелка, армейская палатка. Как-то рядом разгорелся бой, всю ночь ее палатка сотрясалась от взрывов. Наутро командир полка пришел к "шефу" с извинениями... А что делать: на войне как на войне.

    И шестеро внуков

    Внуков у нее шестеро. 30-летняя Полина работает в престижной фирме. Бывший десантник Пашка, сейчас ему 28 лет, таксист. Еще две внучки - Вера и Оля - поступили в Университет МВД. Лена окончила 10-й класс, а самый младший, Костик, перешел в четвертый.

    Поначалу и внуки, и их родители пытались убедить Веру Васильевну "бросить это дело с десантным полком". Сколько, мол, можно, ведь и так надарила добра на годы вперед! Но спорщики в конце концов убедились в бесполезности уговоров. Легче оказалось переубедить их самих.

    Теперь внуки помогают бабушке собирать подарки и доставлять их солдатам.

    Подарки

    За семь с половиной лет Вера Васильевна Борисова переправила сотни продовольственных посылок. Плюс - телевизор, музыкальные инструменты, компьютер, принтер, цифровую камеру, видеомагнитофон...

    Я прикинула, сколько все это может стоить. Вышла довольно крупная сумма. Откуда?

    - Люди помогают, - объясняет мне пенсионерка Борисова. - Я ведь долго работала в горсовете, теперь он называется, правда, законодательным собранием. Сама была депутатом. Многих там знаю. Прихожу, ставлю задачу.

    Мемориал воинам Великой Отечественной из Псковской десантной дивизии возводится сейчас по ее инициативе и рядом с местом дислокации 234-го полка. Недавно она "пробила" на это благородное дело 2 миллиона рублей. Сама составила смету, сама нашла архитектора и курирует теперь все работы вместе с полковником Красовым.

    Благо что опыта в подобных делах Борисовой не занимать. В общей сложности на деньги, собранные пенсионеркой, воздвигнуто уже три памятника погибшим десантникам.

    Она куда-то все время мчится, о чем-то (и за кого-то) постоянно хлопочет. Или надевает камуфляж, подаренный ей как почетному десантнику, и идет в районный детский дом. Чтобы рассказать мальчишкам и девчонкам о десантниках из Пскова. Подготовить с ними концерт для бойцов. И на каникулах махнуть всем вместе в полк.

    Туда, где ее всегда ждут.

    Поделиться