Накануне саммита Россия-ЕС, который завтра открывается в Ханты-Мансийске, Дмитрий Медведев дал интервью информационному агентству Reuters. Сегодня "РГ" публикует ответы президента на вопросы, посвященные наиболее актуальным темам.
О партнерстве с Евросоюзом
Европейский союз в целом вполне комфортный партнер. Другой вопрос, что действительно сам Евросоюз - это не одномерное образование, а союз, содружество различных государств. Одним из ключевых принципов работы Евросоюза является принцип европейской солидарности. И евросолидарность зачастую создает проблемы функционирования механизма самого Евросоюза.
Иногда от этого страдают не только российско-европейские отношения, но и интересы самого Евросоюза, в частности я имею в виду Лиссабонский процесс, когда одно государство способно заблокировать работу, проведенную десятком стран, очень сложную, связанную с историей, с культурными традициями, с экономикой.
О внешней политике России
Это вообще нормальная ситуация, когда страны высказывают свои критические соображения в отношении других стран, ничего в этом страшного нет, мы тоже периодически критически осмысливаем те или иные действия. Другой вопрос, что заряд этой критики, на мой взгляд, должен быть все-таки в большей степени позитивным.
Что же касается нашей внешней политики, то она, конечно, будет определяться не объемом критики, которая звучит в наш адрес, а нашими внутренними ценностными установками.
В эту политику могут вноситься те или иные коррективы, тем не менее ее суть остается неизменной. Она заключается в том, чтобы отстаивать национальные интересы России, отстаивать их на всех уровнях, по всему периметру международного сотрудничества, исходя из прагматических соображений, исходя из тех ценностей, которые мы считаем для себя определяющими. А мы считаем для себя определяющими ценности свободы, демократии, защиты права собственности. Вот их мы и будем отстаивать в наших взаимоотношениях с другими международными партнерами.
В этом смысле наша внешняя политика не может характеризоваться ни как либеральная, ни как консервативная, ни как какая-то иная. Это должна быть политика, которая подтверждает, поддерживает наши национальные интересы.
Об экономике России
Мы внимательно следим за тем, чтобы не допустить "перегрева" собственной экономики. И, к сожалению, те международные финансовые проблемы, которые возникли в конце прошлого года, частично затронули и Россию. Несмотря на то что наша экономика неплохо развивается, у нас приличный рост валового внутреннего продукта, у нас наполняются различные фонды, которые мы создаем для развития, тем не менее инфляционные процессы носят универсальный характер и они сегодня присутствуют в экономиках большинства государств планеты. Мы в свою очередь пытаемся влиять на эту ситуацию, не допуская ни "перегрева" экономики, ни нарушения макроэкономических пропорций, которые могли бы привести к подстегиванию инфляции. Надеюсь, что мы с этими проблемами справимся, потому что при высокой инфляции невозможно полноценное развитие экономических проектов, а самое главное - это больно бьет по интересам граждан.
Об инфляции
Действительно, инфляция выросла. Мы уже принимаем меры по ее снижению, в том числе по ограничению избыточных государственных расходов. Мы должны влиять и на так называемые монетарные причины инфляции, и иные, немонетарные факторы. Подобная программа правительством разработана и сейчас реализуется.
Что же касается снижения инфляции, то мы бы хотели, чтобы оно происходило не мягко, а твердо и последовательно, потому что мы и раньше, еще до возникновения международного финансового кризиса, ставили перед собой цель вывести инфляцию на уровень 5-6 процентов годовых.
Об участии государства в экономике
Нет никаких оснований говорить об укреплении, дополнительном укреплении присутствия государства в экономике. Государство в этом не заинтересовано. Напротив, мы продолжаем политику приватизации ряда активов, которая началась еще больше 10 лет назад. Но ряд крупных компаний, прежде всего энергетических, некоторых оборонных, вернулись государству. Мы считаем это важным для обеспечения стратегических интересов экономики на годы вперед. Но какого-то дополнительного укрепления роли государства, увеличения его присутствия в экономике не предвидится. Напротив, мы будем предпринимать действия по снижению присутствия государства в экономике.
О долларе и рубле
Доллар превратился в международную проблему. От состояния дел в долларовой зоне зависит, к сожалению, в целом состояние международной финансовой системы.
Вторая, не менее важная вещь заключается в том, чтобы международная финансовая система стала мультивалютной и те проблемы, которые, скажем, переживает доллар, не отражались в такой степени на ситуации в других странах. Сейчас международная финансовая система в значительной мере покоится на долларе, кроме того, есть зона евро и есть ряд идей о создании региональных резервных валют. Вот в арабском мире такая идея прорабатывается, в ряде других государств. И мы думаем об этом. Мы считаем, что рубль потенциально вполне может претендовать как свободно конвертируемая валюта на роль региональной резервной валюты для обслуживания сделок в тех странах, которые входят в рублевую зону, которые используют рубль в качестве средства платежа.
О международном продовольственном кризисе
Продовольственный кризис не возникает сам по себе. Во-первых, выросло потребление ряда продуктов, на что не рассчитывали аналитики и на что не рассчитывали руководители государств. Во-вторых, определилась новая энергетическая экономика. Я имею в виду производство альтернативных видов биотоплива, что привело к массовому вымыванию земель, которые раньше были под производством продуктов. Это тоже сказалось на ситуации на продовольственном рынке. И вот такого рода политика привела к тому, что рост цен на продовольствие в прошлом году составил 40 процентов. Я подозреваю, что и в этом году будет не лучше. Это ли не повод для крупнейших государств обсудить эту ситуацию и выработать адекватный ответ на эти вызовы?
О национальной безопасности
Набор угроз в современном мире носит абсолютно универсальный характер. Если говорить об экономических угрозах, то это угрозы, связанные с международной финансовой нестабильностью, продовольственным кризисом и всеми проблемами, которые вытекают из этих процессов. Если говорить о других факторах, то они тоже очевидны: терроризм, наличие международной преступности. Все это создает естественную проблему и для России, потому что мы - открытое общество.
У нас есть и специфические российские проблемы. Я назову две из них: во-первых, это бедность, которую мы пока не преодолели. И вторая проблема, о которой я не могу не сказать, - это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможности государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали.
О коррупции
Это очень болезненная и трудная тема для нашей страны. К сожалению, у нас и традиции не очень хорошие в этом смысле. На такого рода угрозу может даваться только системный ответ. И такой ответ в нашем представлении сегодня мы готовим в форме так называемого национального плана противодействия коррупции.
Это совокупность нескольких системных мер. Во-первых, это юридические меры. То есть подготовка ряда специальных законов, в том числе и отдельного закона о противодействии коррупции. Во-вторых, это экономические институты, которые должны блокировать коррупционные проявления, это регламенты, это специальные правила, касающиеся обращения чиновников с документами и с гражданами, и это создание экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционных преступлений.
И, наконец, третье - это правосознание. Я имею в виду выработку у людей такого хорошего стереотипа к правильному, законопослушному поведению. Речь, конечно, не идет о том, чтобы делать это в форме какой-то примитивной государственной пропаганды. Но тем не менее мы действительно должны помогать людям руководствоваться при совершении поступков именно правом, а не какими-то иными инстинктами. Это самое сложное, но этим в том числе мы тоже намерены заниматься. И это, может быть, третья составляющая антикоррупционного плана.
О работе с Путиным
У нас действительно здесь неплохой союз для решения тех сложнейших задач, которые стоят перед Россией. И мы будем работать столько, сколько это потребуется для достижения тех целей, которые стоят перед нашей страной, естественно, в рамках, отведенных законом.
О свободе СМИ
Никакого специального контроля за средствами массовой информации, который бы отличался от тех форм контроля, которые существуют в других странах, у нас нет. Мне неоднократно приходилось говорить, что и электронные средства массовой информации, и печатные средства массовой информации, и так называемые новые средства массовой информации, скажем интернет-средства, они абсолютно свободны, но, конечно, их редакционная политика - это дело, которое определяется их хозяевами.
Считаю, что у нас абсолютно зрелое, современное телевидение, которое показывает жизнь в России во всем ее многообразии, показывает все те политические персонажи, которые присутствуют на современной российской политической авансцене, показывает и проблемы, и достижения.
В этом смысле проблемы информационной закрытости в России нет сегодня, не было вчера и не будет никогда в будущем. Можете в этом не сомневаться. В каждой стране есть набор политических "лузеров", которые считают, что их средства массовой информации несвободны, потому что они не представлены там каждый день. Но это их собственные проблемы, а не проблемы СМИ.
Полностью текст интервью - на сайте www.kremlin.ru