Каждый фильм Алексея Балабанова неоднозначен и вызывает бури эмоций и споры.
Одни любят его "Брата", "Брата-2", "Жмурки". Другие ценят "Счастливые дни", "Замок", "Про уродов и людей", "Войну". Последний фильм "Груз 200" наделал много шума. Кто-то называет его талантливой кинолентой, шедевром, а кто-то не принял категорически, считает это провалом, чернухой, поклепом на советскую действительность.
Сейчас Балабанов снимает фильм "Морфий". В его основе - автобиографические "Записки юного врача" Михаила Булгакова. Сценарий несколько лет назад написал Сергей Бодров-младший и собирался сам снять картину. Но продюсер Сергей Сельянов, глава кинокомпании "СТВ", тогда отсоветовал ему браться за это: слишком сложный материал для дебютанта. Балабанов сценарий доработал по-своему, пригласил молодого талантливого оператора Александра Симонова. Того самого, с которым снимал "Груз 200".
Съемки уже подходят к концу, они проходили в малых российских городах с симпатичными названиями - Углич, Кашин, Калязин, Мышкин, в Колтушах Ленинградской области, а также в Петербурге на "Ленфильме". Корреспонденту "РГ" довелось побывать на них, когда декорации построили в двух павильонах старейшей киностудии страны. В одном из них расположилась больница уездного города N, в другом - квартира доктора Полякова. В этот день снимались Ингеборга Дапкунайте (медсестра), Андрей Панин (фельдшер), а еще раньше - Сергей Гармаш (помещик Соборевский). Небольшая роль досталась Алексею Полуяну, сыгравшему в "Грузе 200" мерзкого милиционера. Здесь его герой-офицер, скрывается в психиатрической больнице от военных действий.
Главную роль в "Морфии" - врача Полякова - играет Леонид Бичевин, молодой московский актер, выпускник Щукинского училища, два года работающий в Театре имени Евг. Вахтангова. В "Грузе 200" он сыграл парня, ходившего в майке с надписью "СССР".
Мне разрешили побродить по "больнице". Читаю надписи. "Комната ординаторовъ", "Палата N 4". Баночки, скляночки, медицинские инструменты. Кушетки, на некоторых простынях кровь. По коридорам ходят "больные", кто - с "уткой" в руках, кто с перебинтованной головой.
Из женского отделения выходит фельдшер (актер Андрей Панин). В коридоре сталкивается с врачом.
- Ну что, живая? - спрашивает, видимо, о какой-то больной доктор Поляков.
- Живая, живая, - отвечает Анатолий Лукич, - мы ей морфий вкололи, сейчас спит.
Эту "мелочь" снимали, кажется, целую вечность. Репетировали, делали дубли, что-то подправляли...
Андрей Панин (фельдшер Анатолий Лукич):
- Несколько операций мы уже сделали: и роды принимали, и ампутации были, и трахео... трр - что-то с горлом связано. В общем, кровищи полно.
Российская газета: Почему согласились на небольшую роль? Понравился сценарий?
Панин: Грубо говоря, это моя работа. Причины согласия бывают разные - от меркантильных до интересного материала. У Балабанова я снимался в "Жмурках". Это один из самых интересных режиссеров страны, поэтому работа с ним любопытна. К тому же - обращение к классике. На современных сценариях далеко не уедешь, там мало интересного. Я знал, что здесь будут сниматься такие актеры, как Гармаш, Дапкунайте. Отношусь к ним с уважением. С профессионалами работать легко и приятно.
РГ: Ваше отношение к "Грузу 200"?
Панин: Мне фильм понравился. Можно по-разному относиться к такому киножанру, но это уже личное дело каждого. Искусство - вещь субъективная. Я, например, люблю комедии, фильмы про богатых и любовь. А на боевиках засыпаю, они же все стандартные. Но кому-то ведь они нравятся. Мой соавтор, режиссер, с которым я работаю, - Тамара Владимирцева - терпеть не может разную чернуху, но посмотрела "Груз 200" и сказала: "Передайте, пожалуйста, мои поклоны Балабанову. Сделано лихо!"
РГ: Заняты ли вы сейчас где-то еще?
Панин: Только что закончились съемки в Батуми у Александра Атанесяна. Это криминальная драма "Убить короля". Я сыграл парализованного человека 85 лет.
Леонид Бичевин (доктор Поляков):
РГ: Вам досталась роль врача-наркомана?
Бичевин: Поляков - молодой талантливый врач, только окончил институт. Он хороший хирург, травматолог, вообще ему приходится браться за все - он и роды принимает, и ампутирует ногу больному, делает девочке операцию на горле, лечит и обыкновенную простуду, и сифилис. В этой работе - его призвание. Он пытается спасти человека, больного дифтерией. Рискуя своей жизнью, начинает делать тому искусственное дыхание, не думая в этот момент ни о чем, кроме как о спасении жизни умирающего. В итоге заболевает сам. Ему вводят противодифтерийную сыворотку, у него начинается аллергия, он просит сделать ему укол морфия. Первый, затем второй, появляется зависимость. Сначала в легкой форме, а потом морфий завладевает человеком, пожирает его.
РГ: Вы не мечтали стать врачом?
Бичевин: Мечтал! Мне было лет 9, я смотрел сериал "Скорая помощь" с Джорджем Клуни и очень хотел так же спасать людей.
РГ: Правда, что для "вхождения в образ" вы ходили в больницу?
Бичевин: Да. Могу теперь сделать искусственное дыхание, меня врач учила на макете. Присутствовал на двух операциях, одна - желудочная, вторая - цирроз печени (с гепатитом С) у 45-летнего алкоголика. Страшные вещи. Напросился посмотреть, как работает хирург, какие у него при этом глаза, как он общается с персоналом, шутит ли во время операции. На второй операции (она проходила в институте онкологии) простоял, как пионер, целых пять часов, но все равно не до победного финала.
РГ: Как вам работа с Балабановым?
Бичевин: По-разному. Он классный режиссер, что говорить! Хотя, бывает, скрипишь зубами... (Смеется.) Я, конечно, преклоняюсь перед его талантом, перед умением работать, задавать настрой актерам, всей группе. У него своеобразный юмор, он умеет так подкалывать, что на него не обижаешься, не злишься. Я смотрел его "Войну", "Про уродов и людей", "Трофимъ", а на "Брате" (первом и втором) вообще, можно сказать, вырос.
РГ: А импровизацию, "самодеятельность" на съемочной площадке Балабанов приветствует?
Бичевин: Иногда что-то предлагаешь, и он соглашается: "Да, хорошо". А бывает, так "угорает" над тобой, что ты чувствуешь себя полным идиотом (стучит по косяку двери и хохочет). Раза три я серьезно вступал с ним в спор и выиграл всего ноль целых пять десятых...