В Орле некогда прибыльные муниципальные предприятия становятся убыточными. А программа по выводу предприятий из кризиса до сих пор так и не разработана.
Парилка без пара
Депутаты горсовета признали неудовлетворительной работу муниципального сектора экономики и отметили его низкую эффективность. Поднять вопрос о деятельности муниципальных предприятий депутатов подтолкнули недавние события. В начале июня фактически решилась судьба банно-прачечного хозяйства. "РГ" не раз рассказывала о непростых событиях, развернувшихся вокруг этого предприятия. Летом 2006 года началась процедура банкротства. На предприятии было введено внешнее наблюдение сроком на 18 месяцев. Как раз в эти дни срок истекает. За полтора года городские власти не придумали, как спасти общественные бани и прачечные от разорения.
- Администрация города не выполнила решение горсовета от первого июля 2007 года, - считает заместитель председателя горсовета Михаил Вдовин. - Оно предусматривало проведение мероприятий по финансовому оздоровлению муниципальных предприятий, имеющих признаки банкротства. В их числе было банно-прачечное хозяйство.
Месяц назад депутаты предложили мэрии внести поправки в бюджет и выкупить у кредиторов долг. Требовалось менее сорока миллионов рублей. Против такого решения публично не выступил никто. Более того, была создана комиссия по урегулированию ситуации с долгами предприятия. Решение вопроса казалось делом времени. Однако десятого июня совет кредиторов принял решение о введении в МУП "БПХ" процедуры конкурсного производства.
- Просто удивительно, как некогда прибыльные предприятия становятся убыточными, - говорит председатель комитета по налогам и бюджетной политики Константин Федотов. - Ежегодно сокращается число рабочих мест, не говоря уже о других негативных тенденциях.
Нерадостные метаморфозы
Черный список муниципальных предприятий, рискующих повторить судьбу "БПХ", впечатляет. Несколько лет назад он был почти пуст. Работало даже таксомоторное предприятие, о существовании которого знали лишь его немногочисленные сотрудники и чиновники. Муниципальные такси перестали бегать по улицам города еще в начале девяностых. Предприятие жило, занимаясь в основном техническим обслуживанием чужих автомобилей. Не бедствовало и МУП "Дорожно-эксплуатационное управление". Пока оно выполняло муниципальные заказы по ремонту и строительству автодорог, все шло хорошо. За счет прибыли удалось даже построить мощную производственную базу. Затем финансирование резко сократилось. Заказы отдавались коммерческим фирмам, в том числе из других регионов. И сейчас о МУП "ДЭУ" остались лишь воспоминания. И это не единственный пример.
- Общая кредиторская задолженность предприятий муниципального сектора экономики в минувшем году достигла рекордной отметки - 633 миллиона рублей, - констатирует Михаил Вдовин.
Болезненно депутаты воспринимают метаморфозы, произошедшие с четырьмя районными жилищно-коммунальными предприятиями МУП "ЖРЭУ" № 1, 2, 3 и 4. В прошлом году на их базе были созданы четыре ЗАО, объявившие себя управляющими компаниями. Весной они прославились тем, что задолжали энергетикам около двадцати миллионов рублей. Из-за этого в многоквартирных домах началось обесточивание лифтов и отключение света в подъездах. Кстати, по итогам прошлого года большая часть убытков приходится именно на предприятия сферы ЖКХ - около 60 миллионов рублей.
Без эффекта
Большинство "мупов" выполняют социальную функцию. Например, аптеки. Только они сегодня обеспечивают льготников лекарствами. В прошлом году некоторые из них оказались на грани банкротства. Их не закрыли, пожалев работников и живущих поблизости людей. Аптечную сеть реорганизовали, создав "кусты", во главе которых встали успешные предприятия. Результат огорчил: прибыль "кустовой сети" оказалась в два раза ниже, чем в целом по аптекам до реформы.
- Ни по одному муниципальному предприятию нет даже намека на положительную динамику, - говорит депутат горсовета, заслуженный строитель России Анатолий Петров. - Убытки растут из года в год, достаточно взглянуть на цифры. Как рассматривать такое положение дел? Как акт признания того, что нам вообще не нужен муниципальный сектор экономики? В таком случае надо его срочно акционировать. Или все-таки стоит предпринять срочные меры по его спасению, чтобы хоть часть муниципальных предприятий работала на благо города.
Споры о судьбе оставшихся "мупов" становятся жарче. Депутаты яростно оппонируют с чиновниками. Некоторые даже предлагают разработать реестр критериев оценки эффективности работы муниципальных предприятий, чтобы потом было ясно, за что и с кого спрашивать. А пока мэрии предложено доработать программу повышения эффективности использования муниципального имущества. Народные избранники просят представить им список конкретных мер по превращению несчастных "мупов" в конкурентноспособные предприятия.
Владимир Бутусов, депутат орловского горсовета, член комитета по экономической политике, ЖКХ и развитию предпринимательства:
- Работу муниципального сектора можно охарактеризовать как планово-убыточная экономика. Отсюда проистекает ошибочное мнение о том, что он нам не нужен. Задача органов местного самоуправления заключается не в том, чтобы наполнять казну за счет отчислений муниципальных предприятий, а в том, чтобы создавать благоприятные условия для их работы и инфраструктуру, которая необходима городу. Я предложил создать муниципальный фонд поддержки, в который могли бы войти "мупы". Кстати, этого требует и федеральный закон.
Ольга Платонова, заместитель начальника городского управления муниципального имущества и землепользования:
- Финансовое состояние большинства предприятий остается сложным. Например, предприятия ЖКХ не имеют должных ресурсов, их фонды сильно изношены, что делает эту отрасль малопривлекательной. А достигнуть эффективности без привлечения инвесторов и взвешенной тарифной политики невозможно. В будущем количество "мупов" будет оптимизироваться путем их реорганизации в акционерные общества. Число муниципальных предприятий должно значительно сократиться уже до 2009 года.