Как крупному бизнесу наиболее выигрышно представить общественности свою социальную позицию? Каким критериям должна соответствовать нефинансовая отчетность предприятия? Разговор об этом шел на "круглом столе", организованном Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей (СОСПП).
Имеется в виду не просто краткая информация о плодотворной деятельности социально ответственного бизнеса, а подробный отчет, понятный всем слоям населения.
- Таким образом фирмы и компании демонстрируют свою открытость, прозрачность, - сказал заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Власов, - и это надо только приветствовать. Такой отчет становится инструментом взаимодействия компаний с заинтересованными лицами - акционерами, потенциальными инвесторами, партнерами по бизнесу, властями и широкой общественностью.
Корпоративная нефинансовая отчетность, давно ставшая обязательной для предприятий Великобритании, Японии, США, у нас - пока дело добровольное. Более того, не существует четко прописанных стандартов ее составления. Хотя Российский союз промышленников и предпринимателей еще в 2004 году разработал "Хартию российского бизнеса" и в 2007 - базовые индикаторы результативности деятельности компаний в корпоративной нефинансовой отчетности, единых стандартов нет.
- Российский бизнес от разовой импульсивной благотворительности переходит к осознанной социальной ответственности, - подчеркнул председатель комиссии по социальной ответственности бизнеса СОСПП Михаил Черепанов. - Все больше отечественных компаний, имеющих долгосрочную стратегию развития, обращают внимание на метод социального отчета. Ведь это не только "книжка с картинками", инструмент имиджевой политики, но и один из механизмов развития и поддержки коммуникаций между бизнесом и обществом. Исследования показывают, что у регулярно пользующихся таким инструментом компаний неуклонно растет капитализация.
Участники "круглого стола" согласились с мнением, что российский и уральский бизнес только в начале этого пути. А потому пока не выработал действенного способа, каким всетаки образом донести готовый отчет - дорого-стоящий и трудозатратный продукт - до широкой общественности. На "круглом столе" ответ так и не был найден.
И совсем уж за рамками меро-приятия осталась мысль о том, что даже если предприятие тратит большие средства на создание имиджа социально ответственной компании, но при этом десятки лет кряду сбрасывает отходы в близлежащий водоем, об эффективности такого инструмента повышения капитализации говорить сложно.