26.06.2008 03:52
    Поделиться

    На Среднем Урале сохранили льготный проезд в общественном транспорте, чтобы избежать акций протеста

    Созданная при Думе Законодательного собрания Свердловской области рабочая группа приступила к выработке предложений и рекомендаций по формированию программы нормализации ситуации в сфере пассажирских перевозок. Пакет документов планируется направить в правительство России и Госдуму.

    Пугающий термин

    Екатеринбургская городская Дума на очередном заседании в минувший вторник приняла решение о продлении права бесплатного проезда отдельным категориям граждан. Как сообщил " РГ" председатель городского комитета по транспорту и связи Александр Демин, на эти цели в муниципальном бюджете отводится порядка 60 миллионов рублей.

    Согласно федеральному закону, монетизация всех имеющихся льгот должна быть завершена к январю 2009 года. Большинство субъектов Российской Федерации, включая регионы УрФО, уже осуществили реформу. А вот на Среднем Урале планировавшаяся с

    1 июля монетизация транспортных льгот откладывается на полгода. Похоже, власти Свердловской области крайне насторожил пример соседней, Челябинской, где нынешней весной прошли массовые акции протеста льготников.

    Очевидно, что руководство Свердловской области, остающейся одним из четырех регионов страны, где льготы на проезд в общественном транспорте до сих пор сохраняются в натуральном виде, взяв тайм-аут до конца года, решило подготовиться к монетизации на своей территории более основательно. И прежде всего убедить население, ведь все необходимые финансовые расчеты давно сделаны, как загодя заложены в бюджет и деньги на выплату компенсации.

    Так, известно, что бесплатно на общественном транспорте ездит почти каждый четвертый свердловчанин (900 тысяч из 4,2 миллиона населения). При этом 425 тысяч федеральных льготников до сих пор пользуются этим правом наряду с региональными, хотя еще в 2005-м году натуральные льготы им были заменены денежной выплатой, но на деле разграничить "подведомственность" льготников оказалось практически невозможно. Предполагается, что примерно треть из тех, кто ездит сегодня за счет областного бюджета получит единый социальный проездной на сумму 225 рублей в месяц, остальные - деньги в том же объеме. Всего на это предусмотрено в областном бюджете 700 миллионов рублей.

    Конечно, получатели льгот на Среднем Урале сегодня опасаются, что причитающиеся им две сотни рублей компенсации в скором времени неизбежно съест инфляция и они останутся в итоге ни с чем.

    - Само понятие "монетизация" с самого начала обросло устрашающими легендами, - отмечает руководитель постоянно действующей группы по транспорту в областной Думе, в прошлом руководитель одного из частных транспортных предприятий Екатеринбурга Ринат Садриев. - До сих пор людям так до конца и не объяснили, что право бесплатного проезда у них никто не отнимает, просто теперь появляется выбор - взять единый проездной или денежную компенсацию вместо него.

    Жители Челябинской области, которым уже пришлось сделать такой выбор, пока не очень активно приобретают специальные проездные билеты: почти 80 процентов льготников решили потратить внеплановые деньги на иные нужды. Даже в Челябинске, где пенсионеры активно пользуются общественным транспортом, проездные купили меньше половины граждан, получивших денежную компенсацию.

    - По первому месяцу монетизации не стоит делать далеко идущих выводов, - считает Валерий Лугинин, заместитель министра социальных отношений Челябинской области. - Когда льготники получат 600 рублей на квартал, многие могут изменить свое решение.

    Компенсация станет реальной

    И власти, и перевозчики воспринимают предстоящую монетизацию как один из шагов, который наконец­то позволит решить застарелую проблему бюджетной компенсации. В результате, по мнению Рината Садриева, у транспортников впервые появится гарантированная возможность получить за каждого перевезенного льготника положенные 225 рублей в месяц. Ведь до сих пор, как отмечает депутат, эта проблема решалась "исходя из возможностей бюджета" муниципалитетов, а не реальной стоимости поездки. Так, если, скажем, в областном центре на компенсацию льгот в текущем году было заложено 5,6 миллиона рублей, которые, к слову, далеко не покрывают всех затрат, то в некоторых муниципалитетах на эту статью были выделены мизерные средства. Не случайно "несознательные" транспортники то и дело отказываются перевозить льготников "зайцем", и между ними то и дело вспыхивают конфликты.

    - На самом деле урегулирование этой проблемы лежит на совести властей: механизм компенсации затрат перевозчикам так до конца и не отработан, - заявил президент Российского автотранспортного союза Иван Марчук в ходе всероссийской конференции транспортников, состоявшейся не так давно в Екатеринбурге.

    Показательно в этом отношении исследование, проведенное фондом "Социум" на базе одного из частных транспортных предприятий Екатеринбурга. Как показали замеры, только за один день перевозчик недополучал из-за льготников 80 тысяч рублей.

    С введением проездных билетов для льготников в Челябинске ситуация начала меняться для перевозчиков к лучшему: их прибыль возросла почти в два раза. Теперь муниципальные предприятия зарабатывают до 14 миллионов рублей в месяц.

    - Благодаря монетизации льготы транспортники как минимум уложатся в бюджет, выделенный для них на текущий год, - отмечает вице-мэр Челябинска по транспорту, дорожному строительству и благоустройству Владимир Алейников. - А значит, впервые за последние годы нам не придется в срочном порядке выделять из бюджета дополнительные средства на оплату долгов "Челябгортранса" перед поставщиками горючего и энергетиками.

    Тариф уперся в потолок

    Как отмечает Иван Марчук, частные фирмы, как правило, оказываются в неравных условиях по сравнению с муниципальными транспортными предприятиями. Дело в том, что при одинаковой стоимости поездки, установленной в транспорте вне зависимости от его принадлежности, власти городов и районов все­таки вкладывают средства в свои предприятия. За счет бюджетных денег закупаются новые автобусы, производится ремонт. Частники такой поддержки лишены. При этом и те, и другие заявляют, что тариф, который ежегодно утверждает Региональная энергетическая комиссия (РЭК), значительно ниже себестоимости поездки. Как известно, билет в автобусах и трамваях Екатеринбурга стоит сейчас девять рублей, а себестоимость одной поездки, по заверениям транспортников, превышает 15.

    - Себестоимость перевозки одного человека на внутригородских маршрутах составляет 15,5 рубля. Но только с первого июля Региональная энергетическая комиссия разрешила поднять цену проезда с девяти до десяти рублей, - констатирует заместитель генерального директора компании, осуществляющей пассажирские перевозки в Каменске­Уральском Свердловской области Александр Садов. - Так что доходов фактически нет.

    Как транспортники выходят из положения? По словам Александра Садова, прежде всего приходится экономить на зарплате. По отраслевому соглашению месячный заработок водителей при нормативном балансе их рабочего времени должен быть не менее 18 тысяч рублей, но фактически даже при переработке каменские шоферы получают 15,5 тысячи. Это порождает высокую текучесть кадров и их постоянный дефицит. Приходится минимизировать и затраты на ремонт техники, о приобретении новой речь просто не идет.

    Не случайно в последнее время перевозчики все чаще открыто обвиняют РЭК в искусственном сдерживании тарифов, в том, что такая политика не позволяет им развиваться, обновлять парк и платить нормальную зарплату водителям.

    - Сегодня износ общественного транспорта составляет в области уже 75-80 процентов, - говорит Ринат Садриев, - в таких условиях невозможно в полной мере отвечать за безопасность пассажиров. Парк транспортных средств сокращается. Так, только за два последних года количество автобусов в Свердловской области уменьшилось с 14 до 11,5 тысячи единиц. А это значит, что местами исчезли целые маршруты.

    Комментируя подобные упреки, председатель РЭК Николай Подкопай эмоционально называет их запугиванием пассажиров грядущим крахом транспортного обслуживания. На самом деле, говорит председатель энергетической комиссии, транспортники зачастую не выдвигают серьезных экономических или правовых доводов в пользу увеличения тарифов. Ведь государственное регулирование сегодня основано исключительно на методе экономического обоснования: если доводы предприятия опираются на серьезные расчеты и документально подтверждены, препятствий для увеличения тарифов нет.

    Федеральный рецепт

    Конец этому вялотекущему противостоянию транспортников, властей и контролирующих органов может положить только развитие разумных цивилизованных подходов, подобных тем, что действуют в сфере транспорта в экономически развитых странах. Трудно представить, что в каком­то европейском государстве власти хоть однажды не перечислили бы средства за перевезенных льготников. Это сразу же повлекло бы за собой судебный иск. Впрочем, в суд пришлось бы явиться и транспортникам, нарушившим взятые на себя по договору обязательства.

    По мнению генерального директора ГУП "Свердловское областное объединение пассажирского автотранспорта" и председателя координационного комитета руководителей транспортных союзов и профсоюзов УрФО Владимира Щукина, а также исполнительного директора регионального представительства Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилии Саранчук, нормализовать ситуацию в сфере общественного транспорта должен федеральный центр. Сложность в том, что эта социально значимая отрасль состоит из регулируемого государством и рыночного секторов, между которыми нет четкого разграничения. А оно необходимо - при возросшей гарантии государственных обязательств по дотированию услуг перевозчиков и ясных правилах для автокоммерсантов. То есть требуется сформировать правовой и экономический механизмы, действующие по всей стране.

    Между тем

    Власти Кургана пошли на беспрецедентный шаг - уменьшили стоимость поездки в троллейбусе. В администрации города говорят, что это вынужденная мера: после январского повышения стоимости проезда почти на 30 процентов пассажиры практически перестали пользоваться этим видом городского транспорта.

    В Кургане муниципального пассажирского транспорта больше не осталось. Самое крупное предприятие обанкротилось еще в марте прошлого года. На его место пришли иногородние перевозчики. Местная власть сохранила свое влияние (в новой компании у нее 49 процентов акций), однако даже совместными усилиями муниципалитета и частников переломить кризисную ситуацию на рынке перевозок не удалось. Специально разработанный инвестиционный проект и повышение цен на проезд не сработали. Вместо ожидаемого развития предприятие понесло колоссальные убытки и оказалось на грани разорения.

    Администрация города предложила местной Думе снизить стоимость проезда с одиннадцати до девяти рублей. Но, по-скольку тариф в одиннадцать рублей экономически обоснован, разницу будет компенсировать городская казна. Первая дотация - 18 миллионов рублей - уже поступила на счет перевозчиков. В целом сумма поддер-жки, по расчетам, превысит 49 миллионов.

    Поделиться