Претендуя на рабочее место, инвалид может лишиться присвоенной ему группы инвалидности. А запись в трудовой книжке означает потерю солидного пакета государственных социальных гарантий.
- Еще на этапе выбора индивидуальной программы реабилитации возникает дилемма: инвалидность либо трудоустройство, льготы и пенсия либо собственные доходы. Приходится выбирать. В медико-социальной экспертизе сегодня открытым текстом предупреждают: будете работать - не ждите пенсии. Получается, выбирая работу, человек с ограниченными возможностями перестает "на бумаге" являться таковым, а значит, теряет все льготы (оплата ЖКХ, транспортные) и право на социальный пакет, - возмущается Наталья Нижегородова, руководитель региональной ассоциации молодых инвалидов "Аппарель".
Многие инвалиды сегодня панически боятся даже проходить медико-социальную экспертизу и напуганы, что их либо лишат инвалидности, либо переведут в иную группу, например из второй в третью.
- Инвалид-ампутант первой группы инвалидности, не имеющий обеих ног, но с юридическим образованием и трудоспособный, выбирая работу, может вместо третьей степени инвалидности получить нулевую, - возмущается инвалид второй группы с ДЦП Людмила Колпакова, председатель общества инвалидов Ленинского района Челябинска. - Стать попросту социальным инвалидом, которому не положено получать пенсионное пособие, которое со всеми надбавками может достигать и семи тысяч рублей. Не всегда зарплата инвалида, устроившегося на работу, бывает больше, чем потерянная им социальная пенсия.
- Я боюсь медико-социальной экспертизы. Даже за костылями, которые должны выдаваться мне по инвалидности бесплатно, не хожу, покупаю на свои деньги, - рассказывает Елена Жилкина, инвалид второй группы с ДЦП. - Сегодня распространено убеждение: если ты трудоустраиваешься, имея инвалидность, значит, без проблем способен передвигаться и работать - получается, не такой уж и инвалид. Обидно это слышать, ведь нога от таких фраз ни у кого не прирастет!
Практика трудоустройства большинства инвалидов весьма печальна: по истечении испытательного срока многие работодатели без угрызений совести указывают на дверь. Но судьбоносная запись в трудовой книжке уже навсегда станет основанием для лишения инвалидности, не поможет и прохождение очередной медэкспертизы. Поэтому многие инвалиды предпочитают "синицу в руке" и не рискуют трудоустраиваться. Пытаются самостоятельно искать работу, не обращаясь в службу занятости, - по знакомству и через спонсоров общественных организаций. В приоритете у инвалидов работа надомная, например, диспетчером или рекламным менеджером (на телефоне), в то время как в городской службе занятости изобилие рабочих вакансий.
- Сложность трудоустройства инвалидов в том, что вакансии по надомному труду работодатели в службу занятости не представляют, ни одной подобной вакансии сегодня у нас нет, - говорит Татьяна Федюкова, заместитель директора главного управления "Центр занятости населения Челябинска". - В основном рабочее место сотрудника на дому устраивает частных предпринимателей, но они сегодня любого желающего возьмут на эту работу, только не инвалида.
Молодые инвалиды сегодня активно осваивают компьютерную грамоту и пробуют зарабатывать самостоятельно при помощи Интернета. Виртуальный мир дает им возможность свободного перемещения в Сети, в то время как в жизни их действия ограничены.
- Я умею работать на компьютере, хорошо знаю Интернет, но с моей просьбой о домашнем месте работы ни один работодатель не соглашается. А добираться до офисов, где предлагают рабочее место, нет возможности. У нас в городе даже солидные здания не оборудованы пандусами, никуда не заехать на коляске, - негодует Алексей Герасимов, инвалид первой группы с диагнозом "ДЦП". - Недавно охранник меня даже к крыльцу банка не подпустил, мол, на коляске не положено, нечего тут клиентов смущать!
Еще шесть лет назад работодатели были заинтересованы в трудоустройстве инвалидов на домашние рабочие места, потому что имели определенные льготы от использования квотируемых мест.
- Сегодня льгот работодателям не предоставляется, и никто не хочет мириться с домашней работой инвалидов, - говорит Наталья Нижегородова.
В поисках работы инвалиду предстоит "споткнуться" о десятки порогов работодателей, а устроившись на долгожданную работу, еще и лишиться инвалидности. Вот и возникает вопрос: нужно ли столь рискованное трудоустройство?
Валерий Лугинин, заместитель министра социальных отношений Челябинской области:
- На медико-социальной экспертизе действительно могут изменить группу и степень инвалидности, ведь считается, что человек выздоравливает. До 2005 года на Южном Урале работала специальная комиссия, которая рассматривала все спорные случаи изменения инвалидности, в том числе и при трудоустройстве инвалидов. При нарушении прав инвалидов подавались иски в суд. Сегодня медико-социальная экспертиза подчинена Москве, а областной комиссии, уже три года как нет. В некоторых решениях экспертизы сегодня есть перегибы. Многие люди с ограниченными возможностями боятся прохождения экспертизы. Не понимаю, зачем слепому столько времени тратить на доказательство своей слепоты.
Наталья Клейменова, председатель главного состава филиала № 5 медико-социальной экспертизы Челябинской области:
- Решение экспертизы выносится на основании большого количества нормативно-правовых актов, инструкций и законов, это не личное мнение главного эксперта. Если инвалид не согласен с решением экспертизы, существует порядок обжалования в течение месяца. Он может обратиться как в главное бюро МСЭ по Челябинской области, так и в федеральное управление. Также еженедельно проводится личный прием главного эксперта. Мы открытая для граждан организация.
Кстати
Сегодня 10 процентов состоящих на учете в городской службе занятости безработных, а именно 360 человек, имеют инвалидность и претендуют на особые рабочие места согласно своим возможностям. Банк вакансий насчитывает около 13 тысяч предложений от работодателей, как для здоровых людей, так и для людей с ограниченными возможностями. Из них 78 процентов составляют рабочие специальности, непригодные для инвалидов.