В белорусском театре Владимир Савицкий - человек известный. Именно он первым доказал, что сочную прозу Владимира Короткевича все-таки возможно перенести на театральные подмостки (вот уже который год на спектакль Владимира Савицкого "Дикая охота короля Стаха" в Национальном академическом театре имени Янки Купалы билеты не достать). Опять же Савицкий вернул белорусскому зрителю блистательных актеров старшего поколения, заняв их в своей версии пьесы Островского "Свои люди - сочтемся". А недавно провел прямо на сцене настоящее режиссерское расследование, заставив минскую публику говорить не только о его новом спектакле "Сны о Беларуси", но и вспомнить о неоднозначной гибели классика белорусской литературы Янки Купалы в московской гостинице...
Тем не менее неудовлетворенность собой у Савицкого, можно сказать, хроническая. Она-то, эта жажда творческого поиска, и заставила Владимира Константиновича обратиться к художественному руководителю МХТ Олегу Табакову. "Хочу познакомиться с вашим театром, с современным театральным процессом в Москве", - написал ему Савицкий. "Приезжайте", - ответил Табаков. Министерство культуры Беларуси помогло организовать их встречу.
- Первое, что я сделал, - это составил план своего посещения московских театров, - рассказывает белорусский режиссер. - И обнаружил, что за прошедшие 9 лет (со времени моей стажировки у Юрия Любимова) изменилось очень многое. Видимо, театры, еще недавно стремившиеся завлечь публику любой ценой, осознали, что игра на низких инстинктах - путь тупиковый. Сегодня на московских подмостках главенствует классика: Гоголь, Чехов, Мольер, Шекспир, Булгаков... И для зрителей поход в театр стал событием: теперь люди идут туда не просто провести время, а за духовным общением. Представляете, билеты раскупаются за месяцы до спектаклей, залы переполнены! Еще бы: одни "Головлевы" с Евгением Мироновым в главной роли - это же за гранью сценического мастерства... Вообще Табаков уделяет огромное внимание смене поколений в своем театре и с поразительным уважением относится к творческой молодежи. "Я не режиссер, - говорит он о себе, хотя поставил около 20 спектаклей в России и за рубежом. - Режиссеры - это Эфрос, Любимов, Васильев..." То есть Олег Павлович не претендует на истину в последней инстанции, и практически у любого, обладающего хотя бы потенциальными задатками сочинить на сцене индивидуальный кусок жизни, есть шанс получить постановку в МХТ. Табаков постоянно идет на риск - и выигрывает.
- Тем временем белорусский театр почему-то все реже обращается к русской классике...
- К слову, и я собираюсь ставить "Фауста" в переводе Василя Семухи на белорусский... Видите ли, для того чтобы ставить русскую классику, труппа, образно говоря, должна находиться в постоянном творческом тонусе. Но когда театральная молодежь готова жертвовать репетициями ради съемок в сериалах или рекламе, невозможно рассчитывать на полноценное погружение в те психологические глубины, которыми изобилует русская классика. Безусловно, актер должен чувствовать себя востребованным, должен сниматься, но нельзя относиться к театру так потребительски. Потому что только ежедневный тренинг на театральных подмостках воспитывает по-настоящему хорошего актера.
- Значит, "Фауста" вам сейчас поставить проще?
- А вы знаете, что до появления знаменитого произведения Гете история доктора Фауста разыгрывалась по рынкам, в балаганах, изначально ведь это была комедия, причем существовало целых 14 вариантов известного сюжета. И "Фауст" Гете создан несколько по другим законам, написан в другом ритме, нежели более поздняя русская драматургия... Но мне не хотелось бы обгонять события и рассказывать о спектакле, которого еще нет.
- И все-таки зачем вам, режиссеру, поставившему несколько десятков спектаклей, нужна была эта творческая командировка в Москву?
- Невозможно без конца смотреть спектакли друг друга в считаных театрах, пусть даже гениальные. Нужен внутренний режим постоянного напряжения, чтобы твое творческое развитие не останавливалось. 4 драматических театра на весь Минск - это очень мало! На мой взгляд, их должно быть как минимум 14. Тогда будет понятно, где совершенствоваться молодым актерам, где режиссерам проявлять свое мастерство, где иметь право ошибиться. Кстати, и Табаков убежден, что без ошибок, без риска ничего достойного сделать нельзя... Не хочу критиковать белорусский театр, но никакой конкуренции на наших подмостках сейчас не ощущается. Как бы сложно я ни относился к советской власти, но тогда была замечательная традиция творческого общения: белорусские актеры, режиссеры постоянно навещали российские театры и сами часто гастролировали в России... Кстати, педагоги в школе-студии МХТ без конца задавали мне один и тот же вопрос: "Почему вы не в Москве?", имея в виду наш, белорусский театр. Литовцы, латыши, украинцы приезжают туда постоянно, и нас, я убедился, там ждут и хотят видеть. В конце концов, мы же Союзное государство! Думаю, возобновление наших творческих контактов было бы взаимовыгодным. Обмен небольшими гастролями больших театров вполне реально сделать традиционной практикой, когда есть взаимный интерес. Со временем, думаю, можно даже создать русско-белорусский театральный центр, играть спектакли на русском и белорусском языках, даже на английском, если понадобится. Как мне кажется, это может быть очень перспективный союзный проект... Ведь хороший театр - это не игрушка, не забава. Это мощный идеологический центр, если хотите. Конечно, перевоспитать человека единственным спектаклем невозможно, однако заставить что-то понять и задуматься - вполне. Опять же театр способен аккумулировать вокруг себя хорошую литературу, музыку, интересных художников, философов...
- Расскажите, с какими творческими идеями вы вернулись домой?
- Безусловно, у меня есть своя программа, свои мысли по поводу, как должен существовать белорусский театр. В частности, будет очень здорово, если нам удастся возродить стабильную практику мастер-классов, чтобы студенты белорусских творческих вузов могли учиться у российских мастеров...