В Югре добыли рекордное количество нефти

Счет добытого "черного золота" в Югре перевалил за девять миллиардов тонн. По-прежнему нефть остается основой экономики округа. Об этом и других приоритетах развития Ханты-Мансийского автономного округа состоялся разговор корреспондента "РГ" и губернатора Югры Александра Филипенко.

Александр Филипенко: Для сравнения скажу, что за все время существования нефтедобычи в царской России, Союзе и современной России добыто 17,5 миллиарда тонн. Значительно более короткая история добычи углеводородов в Югре. Она насчитывает менее 50 лет, но, как видите, дала большую половину добычи российской нефти. Прямо или косвенно с этим событием связан каждый житель округа. Это труд миллионов людей, и не только на промыслах достигается результат. Если говорить о масштабах, то скажу, что в прошлом году в Югре вложено 10 миллиардов 200 миллионов евро инвестиций в прямой капитал. Это более 377 миллиардов рублей.

Российская газета: Сегодняшние оценки использования нефтяных ресурсов страны зачастую противоречивы. История разберется, сколько благого, а сколько отрицательного принесла нефть жителям страны и автономии. Каково ваше мнение на этот счет?

Филипенко: Достигнув пика годовой добычи в 357 миллионов, сегодня нефтяники ощущают сокращение прироста. Но сложившаяся система взаимоотношений власти и предприятий, производственных коллективов позволила создать условия, которые помогли преодолеть несколько кризисов, произошедших в разное время. По многим показателям округ находится в ведущей группе регионов РФ.

Конечно, нефть и сегодня, и в обозримых 20-30 будущих годах останется базовой отраслью экономики страны и региона. Вместе с тем мы уже на уровне 2020 года предполагаем, что структура валового регионального продукта будет на равных распределена между нефтяным сектором и другими отраслями. Речь идет о развитии науки, образования, услугах интеллектуального характера, которые дают и самую быструю отдачу, и большой экономический эффект.

К тому же это соответствует задачам, которые ставит перед нами руководство страны, говоря об инновационном развитии экономики. И мы не видим другой альтернативы. В этой связи базовым становится понятие "человеческий капитал", оно сквозит во всех наших программных документах. Потому что, вкладывая ресурсы в формирование базового капитала, мы получаем того человека, который способен решить поставленные задачи. В частности, уйти от моноструктуры в промышленности.

РГ: И все-таки каковы перспективы добычи "черного золота" в Югре? Какие проблемы в связи с этим являются первоочередными?

Филипенко: Можно с уверенностью предположить, что до 2020 года добыча жидкого углеводорода будет держаться на уровне 270-280 миллионов тонн в год, и это позволит к 2012-2013 годам достичь отметки в десять миллиардов тонн.

Добавлю, что сегодняшний результат - это лишь первые миллиарды тонн югорской нефти. Потенциально мы можем их добыть столько еще и два, и даже три раза. Но для этого надо многое сделать с точки зрения повышения качества и эффективности работы. Прежде всего речь идет об увеличении разведанных запасов и работе по повышению нефтеотдачи. Именно с этими факторами связано сокращение прироста добываемых объемов.

Если еще несколько лет назад этот прирост был на уровне 6,5 миллиона тонн, затем 4 миллионов, то в прошлом году добытчики "приросли" всего на 2,8 миллиона - это около одного процента. В текущем году "растем" чуть выше. Уверен, что будут и революционные рывки. В обозримой перспективе еще возможен рост, для этого предприняты определенные шаги. Кстати, их предпринимает и правительство России. А новые возможности - инвестиционные и налоговые - позволят нам двигаться вперед.

В округе сегодня около 150 тысяч скважин. Стоимость каждой около миллиона долларов. И это дает представление о том, насколько капиталоемки технологии. В последние годы это сплошной хай-тек, самые прогрессивные технологии, что есть сегодня в различных отраслях знаний и производ ства.

РГ: Является ли использование попутного нефтяного газа приоритетным направлением экономической и экологической деятельности в округе? Что предпринимают в округе власти для борьбы со сжиганием газа в факелах?

Филипенко: Насколько я знаю, и на федеральном уровне уже сформулированы жесткие правила. Дело за немногим: они должны перейти в абсолют закона.

Если говорить о позиции округа, то мы подготовили ряд конкретных законотворческих инициатив. До недавнего времени они не были приняты в Государственной Думе. Но жизнь не стоит на месте, и Госдума вновь возвращается к рассмотрению этой проблемы. Думаю, что какие-то решения будут приняты. Но за год с небольшим нам удалось сформировать окружные программы эффективного использования попутного нефтяного газа и достичь соглашения практически со всеми недропользователями на территории региона. Работая совместно, мы сможем до конца 2010 года довести уровень использования попутного газа до 95 процентов, и это очень серьезный шаг вперед по сравнению с сегодняшним днем. Таким образом, мы погасим максимальное число факелов, которые до сих пор горят на наших месторождениях.

РГ: Каковы проблемы социальной сферы, которые тревожат сибиряков и, естественно, региональную власть?

Филипенко: В этой связи я бы отметил жилищное строительство и проблему, связанную с дефицитом детских дошкольных учреждений.

Да, действительно, у нас есть масштабные, серьезные программы по формированию рынка доступного жилья, программа по строительству детских дошкольных учреждений. Мы ищем различные способы и методы решения этих задач. Но пока не достигли тех темпов, которые позволили бы уверенно говорить о том, что завтра-послезавтра справимся с этими проблемами. Хотя темпы высокие, и если говорить о жилье, то в последние годы они составляют 20-22 процента годового прироста. Но тем не менее потребности столь велики, что нам необходимо еще как минимум в полтора раза увеличить объем ввода, чтобы говорить о том, что мы вышли на некий режим, который позволит построить эти 25 миллионов квадратных метров. Вот масштаб задачи. Сегодня у нас на балансе 27 с небольшим миллионов квадратных метров жилья. А мы должны построить еще 25 миллионов. Потому что, с одной стороны, мы отстали с точки зрения обеспеченности, с другой - достаточно динамично растем. Растет население.

Сегодня прирост населения составляет приблизительно один процент в год. Согласитесь, это высокие темпы и это один из лучших показателей в Российской Федерации. Именно это мы и называем естественным приростом населения. Те же поколения сибиряков, которые будут через 20, 30, 40 лет обихаживать эту землю, еще успеют поработать по нашим планам, да еще и свое добавят.

Вот так создается будущее, и, уверяю вас, оно более оптимистично, чем казалось 5-10 лет назад.