Депутаты регионального законодательного собрания, приехавшие работать Мурманскую областную Думу из городов и районов, потребовали обеспечить их квартирами в столице Заполярья. Просьба вполне адекватная и лежит в рамках закона. Однако попытки разрешить наболевший квартирный вопрос создали в Думе почти революционную ситуацию.
Во-первых, депутаты впервые попытались написать законопроект, который бы регламентировал раздачу элитных квадратных метров на весьма жестких условиях. Во-вторых, выяснилось, что новых квартир в Мурманске практически не строится, а потому хорошее жилье в дефиците, и на всех его не хватает.
Депутатские квартиры, впрочем, как и зарплаты законодателей, их многочисленные льготы и привилегии всегда вызывали волну общественного недовольства. Ежегодно на содержание областной Думы региональный бюджет тратит десятки миллионов рублей и эти расходы постоянно растут. А в прошлом году "думская" кривая расходов и вовсе резко поползла вверх. Причина - количественный состав вновь избранных законодателей увеличился на треть. В этом году выяснилось, что многие из депутатов, приехавших работать в Мурманск, до сих пор не имеют крыши над головой, вынуждены жить в гостиницах и на выходные уезжать к семьям в другие города.
Очевидно, что затягивать решение квартирного вопроса - значит лишать работоспособности часть законодательного собрания. Именно поэтому в недрах Думы родились поправки к местному закону о статусе депутата. На самом деле, их вполне можно назвать революционными.
Как заявил в беседе с корреспондентом "РГ" заместитель председателя законодательного собрания Александр Крупадеров, иногородних депутатов, не имеющих квартир в Мурманске понять можно. Они вынуждены, что называется, жить на два дома, когда семья осталась за триста километров от Мурманска. Частные разъезды, бытовая неустроенность, невозможность видеться с детьми явно не способствуют нормальной работе.
Крупадеров знает о чем говорит. Он сам избирается в Думу в четвертый раз, и первые два года своей работы жил сначала в гостинице, потом в местном санатории, а уж затем на съемной квартире. Впрочем, есть и другие примеры. Например, один из депутатов прошлого думского созыва принципиально не хотел снимать жилье и получать служебную квартиру, предпочитая тратить бюджетные деньги на гостиницу. Сколько денег потрачено из областного бюджета на полный четырехлетний гостиничный пансион депутата, до сих пор остается загадкой.
Поправки в региональный закон о статусе народных избранников должны снять подобного рода завышенные требования некоторых законодателей. Выход нашли простой - два раза не берешь служебное жилье, получай компенсацию в размере 1200 рублей и живи: хоть в коттедже, хоть в гостинице, в хоть в апартаментах класса "люкс".
Еще одно законодательное новшество - ареал проживания народных избранников отныне ограничен Октябрьским округом областного центра. А площадь предоставляемой квартиры должна рассчитываться из нормы, установленной областным законом. В подсчетах учитываются все проживающие с депутатом члены семьи. По окончании депутатских полномочий парламентарии должны вернуть казенные квартиры.
А пока депутат не получил жилье, ему могут предоставить двухкомнатный гостиничный номер стоимостью не более четырех тысяч рублей в сутки или компенсировать затраты на съемную квартиру - но не больше 30 тысяч рублей в месяц.
Некоторые законодатели, правда, остались недовольны слишком малыми суммами. Были и попытки возмутиться тем, что депутатам предлагают квартиры не первой свежести. Например, избранная от Североморска Татьяна Цимбалюк заявила, что "ни один уважающий себя депутат в квартире на первом этаже жить не будет".
Действительно, предлагаемый народным избранникам квартирный ассортимент невелик. И проблема вовсе не в том, что кто-то желает ограничить законодательную ветвь власти. Ситуация гораздо сложнее. Мурманские новостройки, введенные в эксплуатацию за последние десять лет, можно пересчитать по пальцам одной руки. Предложения на рынке недвижимости - исключительно вторичный жилищный фонд, введенный в строй в далекие восьмидесятые годы. Простой пример, когда в прошлом году мэрия Мурманска попыталась с помощью государственного аукциона закупить десять однокомнатных квартир для детей-сирот, торги не состоялись. В областном центре просто-напросто не нашлось желающих их продать. Так что депутатам Мурманской областной Думы придется либо выбирать из того, что предлагает сегодня рынок вторичной недвижимости, либо принимать такие законы, которые бы возродили строительную индустрию Заполярья и ликвидировали бы проектную немощность в квартирном строительстве.