Получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг родителям военнослужащего удалось только с помощью Генеральной прокуратуры.
Есть вопросы у родителей матросов
Родители матроса Павла Емельяненко, попавшего служить на один из эскадренных миноносцев Тихоокеанского флота, такую субсидию прежде получали ежегодно, поскольку общий доход в семье из трех человек был весьма скромным. Да и откуда взяться богатству: отец - пенсионер, мать - инвалид, а младший сын - школьник. Но когда мама матроса Любовь Федоровна обратилась в "социальное окно" администрации Хасанского района за очередной субсидией, с нее потребовали справку о ежемесячном денежном довольствии ее старшего сына Павла. Дескать, матрос же не только служит, но и "что-то" получает. Действительно, срочники получают небольшую сумму на курево да на другие мелкие нужды.
В военном комиссариате района, куда первым делом пришла мать военнослужащего, такую справку не дали. На руках оказалась лишь бумага с подтверждением о прохождении ее сыном срочной службы. Тогда женщина обратилась с письмом к командиру корабля и нужную справку получила. Но органы соцзащиты такой документ не устроил.
Любовь Федоровна расстроилась. Вырастили они с мужем, невзирая на житейские невзгоды, сына не только для себя, но и для страны, а пришло время, напутствовали Павла служить родине честно и от трудностей не увиливать. Полагали, что и чиновники, к которым они позже постучались в "социальное окно", без проволочек откликнутся на их житейскую нужду. Однако вышло иначе. На одну инструкцию нашлась другая, по которой и с воина потребовался "финансовый отчет".
- Есть закон, и есть разное его толкование сотрудниками государственных структур, по роду деятельности просто обязанных чутко реагировать на просьбы людей, - убеждал корреспондента "РГ" руководитель общественной приемной Законодательного собрания Приморского края по оказанию помощи военнослужащим Юрий Тарлавин. - В Федеральном законе "О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи..." в одной из статей черным по белому написано, что речь идет о включении в состав малоимущей семьи лиц, связанных родством и ведущих совместное хозяйство. Но Павел же совместного хозяйства ни с кем сейчас не ведет. А в другой статье этого же закона указано, что "при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов...". Поэтому, естественно, когда к нам пришла за помощью Любовь Емельяненко, мы в свою очередь обратились в краевую прокуратуру, а потом через заместителя председателя Комитета по безопасности Госдумы Виктора Илюхина - и в Генеральную прокуратуру России.
В итоге заведующей отделом социальной защиты населения по Хасанскому району прокурором этого же района объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, а родителям матроса предложено официально оформить положенную им субсидию.
Инициативу признали разумной
Другая проблема, которую в нынешнем году пытается разрешить Законодательное собрание Приморского края, - перерасчеты размера платы за коммунальные услуги военнослужащим по призыву, а также курсантам военных образовательных учреждений, не заключившим контракт о прохождении военной службы.
На практике получается так, что коммунальные структуры продолжают взимать плату даже с человека, который служит в армии или учится в военном вузе. Денежный перерасчет таким категориям граждан в соответствии с 307-м постановлением правительства России от 23 мая 2006 года производится лишь по возвращении их в отчий дом. Но случается и так, что пока сын служит в армии, его родители за коммунальные и прочие услуги по каким-то причинам не платят, и их в судебном порядке выселяют в общежитие. Куда тогда возвращаться уволенному в запас?
Приморские депутаты обратились в правительство с предложением изменять размер оплаты за коммунальные платежи для таких семей на основании справок, выдаваемых военкоматами, воинскими частями и военными учебными заведениями. А для этого внести необходимые изменения в известное постановление "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
- Как нам сообщили из аппарата правительства, обращение передано на рассмотрение в министерство регионального развития, министерство обороны, МВД и ФСБ, - говорит Юрий Тарлавин. - Пока на имя председателя краевого парламента Виктора Горчакова пришли только ответы из Главного командования внутренних войск МВД и Службы расквартирования и обустройства МО, причем ответы положительные. Надеемся, что предложение наших депутатов поддержат и другие ведомства.
Трудно без кормильца
Около двух лет назад в нашем крае возникла непростая ситуация, связанная с социальной защищенностью вдов и матерей военнослужащих, а также сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебных обязанностей. Тогда территориальными органами Пенсионного фонда по Приморскому краю была приостановлена выплата ежемесячных пособий 85 членам семей, оставшихся без кормильца.
По словам вдовы капитана милиции Натальи Холиной, чей муж погиб на Северном Кавказе в 2000 году, она в одночасье лишилась льгот, положенных ей по Закону "О ветеранах". Кроме небольшой суммы денег в 150 рублей ей предоставлялись и некоторые социальные услуги.
- До принятия закона о монетизации льготы для нас были намного существеннее, - сказала Наталья Николаевна корреспонденту "РГ". - Но и с изменениями Закона "О ветеранах" мы их просто утратили. Когда я обратилась в управление Пенсионного фонда по Фрунзенскому району, мне ответили, мол, есть какие-то указания на этот счет из министерства здравоохранения и социального развития. Пришлось идти за советом в краевую организацию военнослужащих...
Здесь с помощью юристов разобрались, что директивное письмо этого ведомства действительно ущемляет права людей. Причем чиновники использовали для своего решения, казалось бы, основополагающий аргумент, который нашли в том же Федеральном законе "О ветеранах", - единовременное денежное вознаграждение должны получать люди нетрудоспособные. Таким образом, посчитали они, могут отказать в социальной поддержке родителям погибших и вдовам, не имеющим инвалидности.
- А мы взяли за основу другой пункт той же 21-й статьи того же закона, - рассказывает Юрий Тарлавин, - подтверждающий, что меры социальной помощи предоставляются этой категории людей независимо от нахождения на иждивении и получения ими любого вида пенсий и заработка. И за помощью обратились к депутату Госдумы Владимиру Гришукову. Он направил депутатский запрос на имя генпрокурора, чтобы в порядке прокурорского надзора проверить соответствие директивного письма минздравсоцразвития действующей Конституции и нормам российского законодательства.
По решению Генеральной прокуратуры были восстановлены нарушенные краевым отделением Пенсионного фонда права вдов и матерей военнослужащих, а также родственников погибших при исполнении служебного долга сотрудников правоохранительных органов.