27.06.2008 01:50
    Поделиться

    Екатеринбуржцам советуют проверять воду из скважин в лабораториях

    Отсутствие единых стандартов оставляет открытым вопрос о качестве потребляемой уральцами воды

    Большинство екатеринбуржцев недовольно качеством потребляемой ими воды. Таков итог социологического опроса, проведенного сразу двумя экологическими организациями.

    На вопрос: "Какую воду вы пьете?" - треть опрошенных ответили, что водопроводную, очищенную с помощью фильтра (40 процентов), привозную из родника или скважины (14), покупную бутилированную (17). Удовлетворенность качеством чаще всего высказывали те, кто употребляет родниковую или бутилированную воду. Чаще других затруднялись ответить пользователи фильтров. Таким образом, результат более чем неутешительный: качеством потребляемой воды в разной степени недовольны 82 процента опрошенных.

    Интересен тот факт, что, отвечая на, казалось бы, совершенно однозначный вопрос о качестве, люди чаще всего думали, что речь идет именно о водопроводе. Воду из-под крана характеризовали в весьма нелестных выражениях: как ржавую, избыточно хлорированную, дурно пахнущую, с желтым оттенком. Между тем информация о химическом микробиологическом и радиационном составе воды очень интересует многих (55 процентов), а полагающих, что это полезно знать - 41. На вопрос: "Считаете ли вы, что от качества воды зависит здоровье и самочувствие?" - 99 процентов ответили утвердительно, и это естественно.

    Многие люди, справедливо не доверяя качеству водопроводной воды, привозят домой влагу из доступных родников и скважин. Как правило, оценивая ее, как говорится, на глазок, обращая внимание на привкус, запах, цвет, мутность. Между тем органы чувств человека ничего не скажут о содержании вредных примесей (железо, нитраты, ртуть, свинец), что подтвердили лабораторные исследования. По заявкам жителей Ленинского района было отобрано одиннадцать проб из родников и скважин. Из них восемь относятся к источникам коллективного пользования, а три - индивидуального. Испытания проводились в федеральном государственном учреждении "Центр гигиены в Свердловской области". Каждая проба исследовалась по 28 показателям: минерализация, жесткость, содержание примесей, концентрация кальция и других биогенных элементов.

    Следует заметить, что все источники находились вне пределов городской черты и не были подвержены влиянию промышленных экологически опасных объектов. Тем не менее, оказалось, что только в пяти родниках и скважинах качество воды соответствует установленным санитарным правилам "Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников". Например, в популярном у населения "Роднике памяти" оказалось превышенным содержание железа и кремния. Еще больше несоответствий выявляется, если качество родниковой воды оценивать по более строгим требованиям, предъявляемым к бутилированной воде. Аналогичная картина была выявлена по другим источникам.

    - Если вы постоянно пьете воду из какого-нибудь родника или скважины,- советует председатель экологической ассоциации Александр Подуст,- надо хотя бы раз заказать в лаборатории ее полный анализ и убедиться в безопасности по микробиологическим, химическим и радиационным показателям. В первую очередь следует обратить внимание на содержание железа, марганца, цинка и кремния. Превышение показателя по металлам повышает риск заболевания крови и аллергических реакций. Важно, чтобы источник был защищен от загрязнения бытовыми стоками. Наиболее дорогостоящими являются анализы на аммиак и аммоний-ион - 300 рублей в ценах прошлого года, на металлы - 220 рублей. Все остальные стоят в пределах 20-60 рублей. Исследуя качество воды, можно обойтись достаточно приемлемой суммой.

    Независимая экспертиза показала, что есть проблемы качества питьевой воды, которые являются не частными, а системными. Их должен решать федеральный законодатель. Оказывается, что сегодня одну и ту же воду можно считать как питьевой, так и непригодной для употребления. В настоящее время в Российской Федерации действуют как минимум четыре нормативных правовых акта и гигиенический норматив. Требования этих документов к безопасности воды по химическому составу зачастую отличаются в десятки раз, поэтому потребитель рискует здоровьем, часто даже не подозревая об этом. Кстати, наиболее строгие требования предъявляются к бутилированной воде высшей категории качества. Федеральным законом она отнесена к категории пищевых продуктов, только для этой воды установлены нормативы физиологической полноценности: минерализация, жесткость, содержание биогенных элементов.

    Разночтения правовых актов рождают у потребителя массу вопросов. Является ли водопроводная хлорированная вода, повышающая канцерогенные и мутагенные риски, безопасной? На самом ли деле безопасна минеральная столовая вода, если в ней содержание ртути, кадмия, свинца на законном основании допускается в 10-25 раз больше, чем в бутилированной? Не будет ли вредной вода для здоровья после фильтра, если после доочистки она становится полностью обессоленной, практически до уровня дистиллированной и не содержит никаких полезных микроэлементов? Ответы на все эти вопросы должен дать, как ожидается, один федеральный закон о питьевой воде - технический регламент. К сожалению, в проекте, который уже рассматривается в Государственной думе, единого подхода по-прежнему нет, вновь обсуждаются разные нормативы, понятие "безопасная питьевая вода" остается неопределенным.

    Например, есть явно компромиссные варианты, когда речь идет о водопроводе.

    Как подчеркивают чиновники мэрии Екатеринбурга, реконструкция и модернизация коммунальных сооружений централизованного водоснабжения требует значительных затрат, если предприятиям придется ориентироваться на новые более строгие требования к качеству воды при условии их закрепления в законодательстве. Уже сегодня есть территории, где могут быть изысканы средства для обеспечения качества воды из-под крана, как в развитых странах мира. Решения могут быть самые разные: это так называемый третий кран на кухне, фильтры коллективного пользования, обеспечение бутилированной водой наименее обеспеченных групп населения, социальных учреждений. Все эти мероприятия должны сопровождаться строгим учетом за расходом водопотребления, которое сегодня можно назвать неоправданно расточительным.

    Комментарий

    Александр Попов, заведующий отделом ФГУП "Российский НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов", доктор технических наук, профессор:

    - Сегодня характеристики водопроводной, родниковой, пропущенной через домашний фильтр, бутилированной воды регулируются разными санитарными нормами и правилами. Различия колоссальные, что дезориентирует потребителя, мешает найти унифицированный подход к водоподготовке. Необходимо выработать единый стандарт для питьевой воды, возможно, с дифференциацией по группам населения, отдельно для детей, больных, беременных, престарелых и здорового взрослого контингента.

    Это особенно актуально для Уральского региона, где не осталось ни одного чистого водного объекта. Причин тому множество - большая экологическая нагрузка, локальные стоки, промышленные отвалы, рассеянное загрязнение при помощи подземных водных слоев. В принципе, давно пришла пора приступить к сертификации качества содержания уральских водоемов. Технический регламент питьевой воды сделает более прозрачным законодательство в природоохранной сфере. Общественность, хозяйственники, ученые должны принять активное участие в его обсуждении.

    Поделиться