Участники Собора осудили епископа Диомида

Сегодня на продолжающемся со вторника Архиерейском Соборе Русской православной церкви должно произойти одно из самых притягивающих журналисткое внимание событий - Собор озвучит свое решение по поводу публичных писем и обращений епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Вчера этот вопрос рассматривался на рабочей группе.

Несмотря на остутствие епископа Диомида на Соборе - он, хотя и недостаточно убедительно, по мнению некоторых епископов, но сказался больным - богословское заключение по его обращениям и письмам представил вчера митрополит Минский и Слуцкий Филарет. И хоть текст заключения будет опубликован после окончания Собора, но секретарь рабочей группы, на которой рассматривался "диомидовский" вопрос, епископ Егорьевский Марк уже сообщил, что участники рабочей группы "единодушно высказали осуждение действий епископа Диомида".

Он же призвал журналистов "набраться терпения и дождаться пятницы, когда Собор примет решение по поводу перспектив деятельности Чукотского епископа и даст оценку его поступкам". Епископ Марк призвал журналистов не нагнетать страсти вокруг вопроса о будущем епископа Чукотского: "Не нужно заниматься партизанщиной и предвосхищать соборные решения".

Напомним, что епископ Чукотский Диомид в течение последних полутора лет неоднократно выступал с разного рода обращениями, в которых призывал к самоизоляции Русской православной церкви - отказу от диалога с властями, представителями других религий и конфессий, к отказу от активной миссионерской деятельности среди молодежи.

Эти письма отражают настроения людей, настроенных на апокалиптический лад и все стилизующих в алармистском духе: "Все плохо, всего надо бояться" - ИНН, новых паспортов, межрелигиозного диалога. "Опыт их пребывания в церкви часто превращается в школу ненависти, - подчеркивал диакон Андрей Кураев в интервью "РГ". - Они и пропагандируют такое богословие ненависти - "кругом враги, они все нам строят козни, надо им противостать, вплоть до... сожжения еретиков". Подобным настроениям и воззваниям последовали на практике сидельцы "пензенского оврага", не блюдя ни "живота своего", ни казенных денег.

Маргинальные настроения среди церковного народа - немалая проблема, ее разрешение требует серьезной просветительской работы. Кроме того, вчера Собор пригласил к широкой дискуссии по поводу принятых им "Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

Появление этого документа вызвано тем, сказано в его преамбуле, что "в современном мире значительное распространение получило убеждение, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества. При этом со ссылкой на защиту прав человека на практике нередко реализуются такие воззрения, которые в корне расходятся с христианским учением. Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям..." Большинство положений принятых "Основ..." направлены против превращения человеческих прав и свобод в "свободу греха".

Справка "РГ"

Из "Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

* "Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы".

"Права человека не могут быть выше ценностей духовного мира".

"Права человека не должны противоречить любви к Отечеству и к ближним".