Депутаты перенесли срок дифференциации ставок топливных налогов

Депутаты Госдумы приняли решение сохранить ставку акциза на нефтепродукты на ближайшие два года без изменений. В пятницу законопроект, который снижает налог на высококачественное топливо и повышает на низкокачественное, был одобрен депутатами во втором чтении. Однако еще во вторник стало известно, что налоговый подкомитет Госдумы с подачи правительства ко второму чтению поддержал поправку, предусматривающую сохранение действующей системы взимания акцизов на нефтепродукты в течение ближайших двух лет.

Дифференциация ставок акцизов в зависимости от качества стимулирует производство высокооктанового бензина и позволит решить проблему развития нефтеперерабатывающей отрасли, считают авторы закона. С ними согласны и независимые эксперты, по мнению которых это один из немногих законопроектов, создающих реальные экономические стимулы для модернизации экономики.

Напомним, что решение о необходимости увязать ставки акциза на бензин и его качество было принято уже давно, соответствующий пункт содержался в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Но реализация этой идеи уже не раз откладывалась.

Суть законопроекта в следующем. Вместо нынешних двух ставок акцизов вводятся три, привязанные к качественным показателям (классам), предусмотренным техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением правительства N 118.

При этом размер ставок акциза на автомобильный бензин определяется с учетом средней ставки акциза в размере 3300 рублей за 1 тонну, рассчитанной исходя из действующих в 2008 году ставок акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и на автомобильный бензин с другими октановыми числами, прогноза структуры производства автомобильных бензинов по классам на период с 2009 по 2011 год, а также необходимости возмещения затрат производителей на улучшение характеристик бензина.

Предлагаемая в проекте закона разница в уровне ставок акциза на бензин между классами позволит производителям возместить затраты на улучшение качества бензина, заявляли разработчики закона. Ставки акцизов по классам дизельного топлива определялись исходя из действующего уровня ставки 1080 рублей за 1 тонну и структуры производства дизельного топлива по классам. Разница в уровне ставок акцизов на дизельное топливо между классами составляет 200 рублей в расчете на 1 тонну, что составляет около 20 копеек в расчете на 1 литр (1 тонна дизельного топлива составляет около 1134 литров), это позволит обеспечить производителям возмещение затрат на улучшение качества дизельного топлива. Новая система акцизов заработает не ранее 2011 года, а не с 2009 года, как рассчитывал минфин.

Известие о переносе сроков дифференциации акцизов в зависимости от качества стало хорошей новостью для автомобилистов. Новый подход к налогообложению топлива мог добавить к цене самых ходовых марок топлива - Аи-80 и Аи-92 - лишние рубль-два. По оценке агентства "Финмаркет", с 2011 года ставки акциза и на "хороший" бензин, и на "плохой" вырастут в среднем на 7,8 процента. Предполагается, что бензин, не соответствующий 3-му, 4-му или 5-му классу (то есть ниже октанового числа 80), с 2011 года будет облагаться акцизом в размере 4290 рублей за тонну. Бензин, соответствующий 3-му классу, с 2011 года будет облагаться акцизом в сумме 3630 рублей за тонну, бензин, соответствующий 4-му или 5-му классу, - по ставке 3500 рублей.

Динамика поступлений акцизов на автомобильный бензин в консолидированный бюджет РФ